Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Лаковая миниатюра


Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра

Русская лаковая миниатюра Прежде палешане много работали с деревом, естественный оттенок которого служил фоном живописи. Папье-маше и лак стали новыми материалами для художников. В палехской миниатюре цвет самого предмета служит условным пространством и входит в её палитру. В основном это чёрный цвет, но иногда используются оттенки красного, тёмно-зелёного и тёмно-синего. Поскольку в иконописи чёрный цвет связан с силами зла и потусторонним миром, мастерам непросто было преодолеть его негативное восприятие, павлопосадские платки купить перейти на новый художественный язык. В отличие от федоскинцев, писавших маслом, местные мастера, продолжая иконописную традицию, и в лаковой миниатюре использовали темперные краски иа яичном желтке. Объёмы фигур, архитектурные элементы и пейзаж прописывались золотыми пробелами — особой системой наложения линий. Несмотря на трудности первых лет суще-Золото в Палехе не только ключевой элемент техники письма артели, палешане создают весьма Это символ света, связанный ещё со средневековыми представлениями широкий ассортимент изделий. Это разнообставлениями о светлом и тёмном началах жизни. В христианской символике свет становится прообразом Божественной разные по формам и (объем-благодати. Её материальным носителем служит золото. Ныне пластины), баулы (овальные коробочки со съёмной крышкой), брошки, банки, бисер- Шницы, бочонки, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки и др.

Советская тематика широко проникала в лаковую миниатюр Возможность работать в ином виде искусства, используя дореволюционные опыт и знания, побуждала художников искренне писать о новой жизни. Появляются и новые сюжеты: «Изба-читальня», «Смычка крестьянина с рабочим» И. М. Баканова, «Колхозник и единоличник» А. А. Дыдыкина, «Прежде и теперь» И. И. Зубков Суд пионеров над Бабой-ягой» Н. М. Зиновьева. Да и позднее многонаивных, пафосных работ писалось от души. Например, «Тачанк г Н. Кочетова (р. в 1 942 г.) — не иллюстрация политических событий, а обобщающий образ юности, вовлечённой в революционный вихрь, верящей в его обновляющую и очищающую силу. Не исключено, конечно, что создавались в Палехе и откровенно конъюнктурные работы, но не они отражали его лицо. В 1930-х гг. палешане как продолжатели традиций древнерусской живописи подверглись репрессиям. Ивана Ивановича Голикова неоднократно прорабатывали на собраниях, а Александр Иванович Зубков попал под «разнарядку на двух врагов народа». Специально засланные в село художники пытались научить местных мастеров писать так же, как в Федоскине. К счастью, из этой затеи ничего не вышло. Испытывая давление на своё творчество, часть мастеров перешла с актуальной тематики на сказочные, фольклорные сюжеты. К проблемам современности многие вновь вернулись во время Великой Отечественной войны, объединившей людей общей болью. Фольклор с детских лет питает фантазию палешан, а песня органично входит в структуру палехского образа. Одной из самых ярких представительниц «песенного» направления 1 940-1 950-х гг. стала Тамара Ивановна Зубкова (1917-1973), передавшая аромат своего времени в работах, созданных по мотивам таких шлягеров, как «На закате ходит парень», «И кто его знает», «На позицию девушка провожала бойца». Круг тем и сюжетов палехской миниатюры неиссякаем. Черпаются они из сказаний, мифов, народных обычаев, литературных произведений отечественных и зарубежных писателей, павлопосадские платки купить истории России. Но сказка была и остаётся главным живительным источником палешан. Недаром эмблемой их творчества считается волшебная жар-птица. Александр Васильевич Котухин первым обратился к сказкам Пушкина, и с тех пор не было и нет в Палехе ни одного художника, который бы обошёл вниманием наследие поэта. Одна и та же сказка в интерпретации разных мастеров звучит совершенно по-разному. Иногда это подробный «пересказ» эпизодов в серии работ, иногда — одна важная сцена (например, миниатюра А. Д. Кочупалова «Гонец» по «Сказке о царе Салтане»).

Возврат к списку