2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

16-06-2016

Жостовские подносы

16-06-2016

СЛОВО «ЖОСТОВО» РОЖДАЕТ ЯРКИЙ И СЛОЖИВШИЙСЯ ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕГО, БЛАГОУХАЮЩЕГО БУКЕТА, СКАЗОЧНАЯ ПЫШНОСТЬ КОТОРОГО ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ВЕЧНУЮ, НЕПРЕХОДЯЩУЮ КРАСОТУ МИРА ПРИРОДЫ, ПЕРЕДАННУЮ ЖИ­ВОПИСНОЙ КИСТЬЮ МАСТЕРА И ПОМЕЩЕН­НУЮ ЕГО ВОЛЕЙ НА БЛЕСТЯЩЕМ ЧЕРНОМ ИЛИ ЦВЕТНОМ ЗЕРКАЛЕ ПОДНОСА. 

Подмосковная лаковая роспись на метал­ле - жостовская роспись - принадлежит к семье «русских лаков» и являет­ся одним из самых знаменитых и всемирно известных русских брендов. Истоки и история Жостова связаны с федоскинским лаковым промыслом не только территориальной близостью. Их единство - в родстве художе­ственных систем, опирающихся на начальном этапе на материал изделий папье-маше, приемы письма, круг сюжетов и мастеров, которые часто ра­ботали на обоих промыслах.

В Подмосковье, недалеко от «лакирного» заведения Лукутиных, появляется еще один центр производства лаковых изделий, возникновение которого связывают с предпринимательской деятельностью многочисленной крестьянской фамилии братьев Вишняковых - Филиппом, Тарасом и Егором, бывшими крепостными графа Шереметева.

История жостовских подносов - жостовского промысла - вос­ходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и дере­вень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области), вокруг Осташкова и Жостова - Хлебникове, Троицком, Сорокине и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папьемаше. В 1825 году Ф.Н. Вишняков отправил сына Осипа к сво­ему брату Тарасу в Жостово для работы в мастерской, где тот спустя пару лет развернул собственное лаковое дело в Жостове и Осташко­ве. Мастерская постепенно увеличилась в размерах, набралась опыта и ав­торитета. В 1876 году в ней работало более десятка художников-кустарей.

В Жостове у Василия Вишнякова трудилось также до 12 мастеров. Вишня­ковым с 1830-х годов было предоставлено право ставить клеймо на изде­лия «под лаком с рисунками» в разнообразном ассортименте: «...подносы, вазы, виноградницы, тарелочки, цыгарочницы, чернильницы, корзинки, кольца, лоточки, шкатулки, стаканы, табакерки».

Многие исследователи отмечают, что «лаки Вишняковых по разнообра­зию сюжетов, манер и техник к середине XIX века выступают как само­стоятельное художественное явление со своим стилем, в котором ярко проявились корни народного искусства, традиции русской крестьянской живописи, народное восприятие мира». Технологию лаковой обработки изделий из папье-маше попробовали перенести на железо - тог же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Изделия получились долговечными, крепкими, удобными в быту и сохраняли при этом привлекательный, красочный вид.

В прейскуранте Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддо­нов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.»

Монополию на производство подносов семейство Вишняковых сохраняло недолго. В 1830 40-е годы производство подносов в селе Жостово и округе увеличилось. Наряду с изделиями из папьемаше изготавливались первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумаж­ные» поделки из мастерских Троицкой волости. Предпри­имчивые деревенские соседи по примеру Вишняковых тоже стали открывать у себя в домах подносные мастерские спрос на разноцветные подносы был стабильно высок. Подъём про­мышленности, расцвет торговли, возрастание активной роли купечества, даже появление специальных заведений с полю­бившимся заморским напитком чаем - все сыграло в пользу популярности жостовских подносов. Подносы стали непре­менным атрибутом русской чайной культуры наряду с само­варом.

Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало про мыс л у постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. Сам хозяин мастерской, как правило, предлагал товар в посудных лавках Москвы. В городе приобретались и все необходимые для производства матери алы - железные листы, краски, кисти, лак. Потребительский спрос на подносы способствовал росту производства и образо­ванию небольших семейных мастерских, в которых трудилось от трех до десяти человек. Опыт передавался «от отца к сыну», активно привлекали к ремеслу и детей. Ученик к 17 годам «достигал полного искусства». Таких мелких мастерских в 70-е годы XIX века насчитывалось до 30 с числом работников до 340 человек. Сложилось несколько крупных заведений - мастер­ские О.Ф. Вишнякова с сыновьями, Ь.Ф. Беляева, Ь.Ф. Цыганова, братьев Годиных. На рубеже веков с целью увеличения коли­чества выпускаемой продукции в производство вводят меха­нические способы изготовления подноса с помощью станка пресса, позволяющего штамповкой получать заданную форму изделия.

Основной мотив жостовской подносной росписи цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочета­ется с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи интерьера жилища и предметов обихода - сундуков, саней, мебели, берестяных туесов, прялок

При этом в росписи подмосковных подносов конца XIX начала XX века заметно влияние города. Построение композиции, станковый натюрморт, сюжетные росписи - «художества» и пейзажи, их называли «ландшафтами», выполнялись в традиции «ученой» реалистической жи­вописи или живописного примитива, передающих «воображаемый мир необычно красивой природы» (II.C. Кледов, В.П. Грачев). Основой сюжета или мотива, от которых отталкивался мастер, могли служить и репродук­ции картин в журналах, и гравюры, и почтовые открытки, и лубочные листки. Вкусы потребителя, формирующие запрос на подносную живо­пись, также играли немаловажную роль в стилистическом оформлении жостовской росписи. Подмосковная живопись на подносах являлась жи­вым, полнокровным искусством.

В годы Гражданской войны большинству мастеров было не до росписи. Только с оживлением «кустарно-художественной промышленности» в на чале 1920-х годов возобновляется изготовление художественных изделий па внутренний рынок и экспорт. В 1922 году в деревне Новосильцева возникла Новосильцевская трудовая артель по выпу­ску железных лакированных подносов, в 1924 году в Жостове организовались Жостовская трудовая артель и «Спсцкустарь», в 1925 году - «Лакировщик», и одновременно в селе Троицкое артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объеди­нены в 1928 году в артель «Металлоподнос» в деревне Жостово. В1935 году в артели работало 213 мастеров всех специальностей. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось мастерской ручной выделкой на всех стадиях производства. Мастера продолжали писать традиционные цветочные ком­позиции, пейзажи, выявляя свои творческие возможности. В сюжетах жостовских творений отразилась и отечественная история, так как появились тематические сюжетные композиции из советской будничной и праздничной жизни.

В советское время стремление сделать роспись кустарных под носов сферой деятельности профессиональных художников, а поднос - предметом искусства, желание превратить промы­сел лаковой росписи на металле в образцовую художественную индустрию и вынести ее в сферу прикладного искусства на долгие годы предопределило основное направление творческих поисков - создание нового, основанного на профессиональном мастерстве, идеологически вы­держанною стиля в подносной росписи.

В 20 30 е годы прошлого века в практике Жостова, как, впрочем, и других народных промыслов, пытались распространить новую советскую тема­тику и приемы, не свойственные местной традиции росписи, не учиты­вающие специфику народного искусства. Некоторые из сохранившихся изделий являются своеобразными «агитационными» и «пропагандист­скими» памятниками эпохи. Рассчитывая на быстрое обновление созна­ния кустарей и овладение ими навыками и технологиями станкового искусства, пытались изменить традиционное направление развития про­мысла, внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художникам и профессионалами, несущие черты стапковизма и натурализма. Кроме того, были образцы изделий профессионального искусства, специально выполненные в «неопримитивистской» манере, в стиле масляной живописи старых подносов. В коллекции фабри к и сохранился поднос, выполненный А.И. Лёзновымно эскизу П.П. Кончаловского как свидетельство попыток реализации идеи Московского кустарного музея о качественном улучшении стиля поднос­ных росписей путем их сюжетов и привлечения к работе в кустарном промысле известных художников.

Ведущие жостовские художники старшего поколения, А.И. Лёзнов, И.С. Ле­онтьев, А.П. Гогин, М.Р. Митрофанов, понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества и сумели направить но­вые идеи на углубление традиционного мастерства. С 1938 года мастеров

готовили прямо на производстве. Секретам мастерства обучали А.П. Гогин, В. И. Дтожаев, В.И. Шахов, спустя два года - на специаль­ном отделении в художественной профтехш­коле в Федоскине (позже Федоскинском художественно-промышленном училище миниатюрной живописи, сегодня - Федо­скинское отделение Высшей школы народно­го искусства). Жостовская роспись требовала дли тельного обучения и овладения навыка ми и приемами мастерства.

С: 1950-х годов активизируется резерв в развитии промысла - организация цеха по производству игрушки, где изготавливались детские жестяные ведерочки и подносики, украшенные простой росписью с несложны­ми букетиками или веточками. Продукция для системы детского воспитания и образо­вания была массовой, и долгие годы помогала регулировать экономику промысла. От этой линии продукции у современного предприятия сохранились сувенирные изделия овальные, круглые, крылатые под носики-лоточки. Наибольшею расцвета предприятие достигло в 70-е годы XX века, когда Жостовская фабрика декоративной росписи, образованная из объедине­ния нескольких артелей в 1960 году, выпускала более 500 тысяч единиц продукции в год. В 1975 году в связи со 150-летием фабрика была награж­дена орденом «Знак Почета». В эти годы здесь работает много талантли­вых художников, таких как Н.Л. Антипов, Е.Л. Лапшин, TI.H. Гончарова Н.Н. Можаев. Главным художником в э тот период на фабрике был тала л и вый жостовский мастер, народный художник России Б.В. Графов.

В последнюю четверть XX века художественная роспись подносов обретала все большую популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными высокохудожественными произведениями ведущих масте­ров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

в 1993 году указом президента России Жостовская фабрика декоративной росписи была отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Сложная экономическая ситуация 90-х годов привела фабрику к банкротству.

В 2005 году было образовано ООО «Жостовская фабрика декоративной ро­списи» предприятие, входящее в федеральный перечень организаций народных художественных промыслов, основное производство которого (полный цикл) составляют металлические лакированные подносы с художественной росписью. Ему досталась в наследство мощная, старевшая, требующая ремонта и реконструкции производственная база и огромный склад низкокачественной продукции, не подлежащей реализации, а также пустые художественные мастерские.

За десять лет был восстановлен производственный цикл, созданы условия для успешной работы творческого коллектива под руководством главно­го художника фабрики М.В. Лебедева, заслуженного художника Россий­ской Федерации. Четверо художников фабрики являются членами Со­юза художников России, пятеро - заслуженными художниками России. Предприятие приняло участие в более чем 100 промышленных и художественных выставках в России и странах Европы. Художники фабри­ки демонстрировали свое искусство в столицах европейских государств в рамках культурных программ ЮНЕСКО, культурной программе открытия зимней Олимпиады в Сочи. Событием в культурной жизни столицы и Московской области стали выставки жостовской росписи в музее усадьбе «Царицыно» в 2010 и в 201S голу, выставки «Царский букет» в Московском художественном исто­рико-архитектурном и природо ландшафтном музее заповеднике Коломенское Измайлово Лефортово - Лю­блино к 190-летию жостовского промысла.

За свою историю жостовские подносы, кроме бытового назначения предмета, обрели и функцию самостоятель нош декоративного панно, а ремесло, служили некогда подспорьем крестьянам, получило статус уникального вида русский сувенир народного искусства.

Традиции жостовского искусства декоративной росписи основаны на исторически сложившемся сочетании худо­жествен неотехнических приемов изготовления, предмет­ной основы изделия и его оформления. Традиционными являются как технология изготовления форм - материал, способ формования и обработки, последовательность опе­рации, формы изделий, их пластическое и конструктив­ное решение, так и техника исполнения многослойной росписи масляными красками с применением алюми­ниевых, бронзовых порошков, перламутра, лака и масла. Композиционное решение художественного оформления неразрывно связано с формой изделия. Металлическую форму подноса выполняют ручной выколоткой или прес­сом. Эту операцию делают кузнецы-ковали. Формы жостовских подносов разнообразны - круглые, прямоугольные, овальные, крылатые, гитарные. Всего в настоящее время в работе используют 32 формы подносов! Метал­лическую форму грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. Лак кладут но уже выбранному цветному (белый, красный, синий, зеленый и др.) или самому привычному черному фону.

Живопись исполняется двумя основными способами - письмо по- плотному и письмо по сквозному. Письмо по-плотному исполняется мас­ляными красками по черному или цветному фону. Реже выполняется письмо по-сквозному, при котором одноцветный цветочный графически исполненный узор выявляется алюминиевым или бронзовым порошком, выступая светлым силуэтом на цветном фоне подноса.

В основе жостовской росписи лежит упругий, свободный мазок кисти. Мастер работает но образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, выработанным и отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостов­ского искусства предполагает несколько цветочных композиций - «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых к гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колоколь­чик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный, типизированный характер. Писали в прошлом и сегодня пишут в Жоегове ланд­шафты - пейзажные композиции. Жостовские мастера работают масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. В руках живописца набор мягких беличьих кистей раз личных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложе­ния «долгого» сочного мазка. Краски разводят и смешивают на палитре при помощи шпателя. Жостовский мастер пишет букеты быстро. Поднос во время росписи лежит на коленях, и художник, постоянно вращая его, наносит кистью мазки широко или лишь слегка касаясь кончиком ки­сти. Делается это без предварительного рисунка или разметки, поэтому точных повторений в композициях на подносах не бывает. Жостовская роспись выполняется в две стадии. Первая стадия письма называется замалевкой, вторая - выправкой.

Роспись начинается с замалевка - нанесения основных силуэтов букетов сразу на нескольких подносах, последовательно одну краску за другой. Ско­рописная манера письма позволяет жостовски м художникам расписывать по 3-4 подноса в день. Затем замалевок сушат и начинают выправку, кото­рая состоит из нескольких последовательных приемов: тенежка (усиление цвета в светлых местах и затемнение в темных частях росписи; тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места), прокладка (выявление объема форм плотными мазками), бликовка (усиление объема бликами), чертеж тонким линейным росчерком отдельных деталей элементов цветочной композиции), привязка (заполнение фона и просвета между цветными деталями ком­позиции букета зеленоватой, коричневой травкой, создание мягкого пере­хода от цветочного букета к фону). Живописный слой просушивается и покрывается светлым лаком. Эту процедуру повторяют трижды. Жостовским букетам присуща яркость синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых красок, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном. Важный элемент декора пол носа - золотая уборка бортов, орнаментальное оформление его борта легким, ажурным растительным орнаментом. Приемы окончательной отделки изделий - полировка и на несение блеска ладонью с тонким порошком мела и вазелина.

Сегодня традиционное искусство декоративная живопись Жостова де­монстрирует высокое мастерство и качество. Это не означает, что в жизни  промысла нет сложностей и проблем. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.

Коллектив, работающий в настоящее время па ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи», обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих творческую копилку мастеров. Преданность жостовских мастеров своему делу заражает молодых, что способствует укреплению традиций, наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла. Мастерство росписи передается из поколения в поколение жителями де­ревни Жостово и окрестных деревень. До сих пор на фабрике работают ху­дожники знаменитых жостовских династий - Гогины, ончаровы, Виш­няковы, Мажаевы. Основным достижением фабрика считает правильно выбранную стратегию развития, направленную на выпуск исключитель­но высокохудожественной продукции.

Современные подносы - это многообразие цветочных композиций, инди­видуальность художественных почерков и авторских манер исполнения, дополняющих и развивающих художественный стиль жостовской росписи. Традиции старейшего художника П.С. Леонтьева, его ученика заслужен­ного деятеля искусств РСФСР А.П. Гогина, заслуженного художника РФ Кледова, народных художников СССР II.Н. Гончаровой, Н.П. Анти­пова продолжают художники среднего поколения жостовских мастеров И. Юрасова, О. Смирнова, Н. Соколова, И. Владыкина и молодые художни ки, имена которых известны по выставкам последних Мешкова, Н. Климова, И. Хныкова. Уникальные изделия созданы застуженными художниками России Т.Н. Шолоховой, Л.Ю. Гончаровой и М.Е. Домниковой, М.В. Лебедевым, членами Союза художников России В.Н. Кораблсвым, С.А. Филипповым, Гогиным, мастером ручной ковки ковалем Ю. Малыгиным.

Большое значение в подготовке и воспитании молодых художников, в по­пуляризации живописных традиций жостовского промысла имеет уни­кальная коллекция подносов, хранящаяся на фабрике. В 2005 году на ее основе открыта экспозиция фабричного Музея подносов, посвященная истории знаменитого подмосковного промысла. В залах можно увидеть классику жостовской росписи, подносы, выполненные легендарными ма­стерами, проследить, как развивалось традиционное подмосковное лако­вое искусство от истоков до наших дней, увидеть работы, выполненные в технике копчения по поталям и металлическим порошкам, инкрустации перламутром. Новые залы музея и увлекательная программа мастер-клас­са рассчитаны на детей и взрослых. Фирменные салоны фабрики открыты на предприятии и в Москве, располагаясь в ее знаменитом историческом торговом чреве ГУМе.

Подносы жостовских художников находятся в собраниях ведущих музеев нашей страны, Западной Европы, Америки, хранятся в личных коллекци­ях глав европейских государств и правительств многих стран, в частно­сти, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, Папы Римского. Во всем мире люди ценят художественные произведения Жостова - этого уникального вида русского искусства.