8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

28-03-2013

Вологодское кружево

28-03-2013

Вологодский кружевной район является исторически сложив­шимся очагом народного творчества, где многие тысячи безвест­ных кружевниц своими руками создавали самобытные, прекрас­ные произведения народного искусства, отмеченные высоким мастерством.

О кружевных мастерских вологодских помещиков можно су­дить по сообщениям исследователя С. А. Давыдовой. В начале XVIII    столетия вологодской помещицей Засецкой по примеру дру­гих помещиков была организована «фабрика» кружев, где плете­нием занимались крепостные девушки. К 1883 г. кружевным про­изводством было охвачено несколько районов Вологды. Круже- воплетением занимались не только крестьянки, но и женщины юродского сословия, для которых плетение кружев было един­ственным источником доходов.

Вологодское кружево выплетали из льняных ниток. В конце

XVIII    — начале XIX в. иногда добавляли цветной шелк и метал­лическую нить, но использовали их только в фоне. В кружеве

XIX  в. такая многокрасочность исчезает.

Развитие кружевоплетения в городе и деревне проходило сти­хийно, под влиянием роста спроса на кружева и без какого-либо организованного производственного и художественного воздей­ствия.

Однако это стихийное распространение промысла не способ­ствовало ни художественному, ни техническому совершенствова­нию производства. Наоборот, при отсутствии какого-либо руко­водства техника кружевоплетения не развивалась; вследствие не­однократного скалывания и перерисовки образцов малоопытны­ми кружевницами, рисунки и мотивы сильно искажались, а новых не появлялось.

Кружевной промысел в Вологодской губернии окончательно складывается к середине XIX столетия. В это время техника во­логодских кружев подразделяется на два типа. К первому отно­сятся сцепные кружева без решеток, составляющие узор из плот­но примыкающей полотнянки и небольших просветов из плетеш- ков или насновок. Ко второму типу относились кружева, где ре­шетки играли ту же роль, что и плотный орнамент. Пушистый густой белоснежный узор в таком кружеве органично сочетался с красивыми ажурными решетками из насновок, паучков и пле- тешков. Рисунки этих решеток разнообразны, они выполнялись в виде цепляющихся друг за друга колец из мелких и крупных звезд, напоминающих искрящиеся снежинки. Эти узорные ре­шетки подчеркивали плавное движение полотнянки — вилюшки, вносили в узор дополнительный декоративный эффект.

Полнота и широта использования традиционных приемов и выразительных средств в кружевоплетении — важнейшая заслуга вологодских кружевниц. Художники Вологды достигли высот в развитии орнамента и сюжета, русские сувениры углубили образное содержание кружев. Работая над темами высокого звучания, мастера исполь­зовали и другой способ создания образа: они обращаются к ал­легории и символам. Одна из известных работ вологодских ма­стеров — коллективное творение В. Д. Веселовой, В. Н. Ельфиной, Г. Н. Мамровской, А. Н. Ракчеевой — огромное панно «Россия», которое обладает четкостью силуэта, монументальностью компо­зиции, условностью изображений.

Вологодское кружево всегда современно. Его часто использу­ют для украшения одежды и интерьера. Кружево — популярный русский сувенир. Вобравшее в себя замечательные традиции мастеров прошлого, вологодское кружево является гордостью со­временного народного искусства. Образец вологодского кружева представлен на.