8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

11-03-2013

Веселовский петушок

11-03-2013

До середины 1 990-х гг. в деревне Мокушино работал один из создателей современной хохломы, учитель нескольких поколений мастеров народный художник Степан Павлович Веселов. Здесь в 1 903 г. он родился, здесь и прожил более 90 лет, до последних дней продолжая расписывать посуду.

Свою первую ложку Степан расписал «Кудриной» в пять лет. В семь он уже занимался росписью ложек на продажу. Его учителями были знаменитые хохломские «травники» Архип Михайлович Серов, Семён Степанович Юзиков. В 1 930-х гг. Веселов работал красильщиком в Шабашах и Сёмине. После войны веселовское письмо становится знаменитым. Сочная ритмичная «травка» мастера всегда великолепно сочетается с формой поставков, чаш, братин, ковшей, шкатулок, детских санок. Почти на каждой из своих вещей прямо среди «травки» Степан Веселов размещал забавную надпись, например: «Хлеб на стол, и стол — престол, хлеба ни куска, и престол - доска». Работы Веселова, исполненные в русле традиций, безошибочно узнаваемы. Его авторское изобретение - травный петушок в красно-чёрно-золотой гамме, красующийся на большинстве работ мастера последних десятилетий. В сёминском промысле молодёжь начинала приобщаться к росписи с младых ногтей: ещё в школе ученики в свободное время бегал! в цеха, где им иногда позволялось что-нибудь расписать. Из восьми детей супругов Н. Г. и А. А. Гущиных четверо — Валентина, Никс лай, Раиса и Нина — пошли по стопам родителей. Огромное влияние на сёминскую хохлому имела Ольга Павловна Лушина (р. в 1928 г.), внучка Архипа Серова. В 1949 ) пришла она в новопокровскую артель учиться росписи вместе с другими девушками, заменившими погибших на фронте мастеров, и потом более 20 лет была главным художником ТПС «Хохломской художник». Её искусство перешло «по наследству мотивы хохломской «ТРАВКИ» Пряник» - квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами и заключённой внутри солярной либо вихревой розеткой, напоминает праздничный пряник, подносившийся почётным гостям, и помещается на внутренней поверхности чаши, выделяя дно. «Лапка» — два-три красных либо чёрных удлинённых кистевых мазка с соединёнными внизу концами. Может распознаться вертикально или наклонно вокруг центра росписи. «Осочка» — условно-обобщённое изображение стеблей и листьев, как бы склонённых порывом ветра. Располагается "с бортам чаш, обрамляя розетку с «пряником». Статичность «пряника» подчёркивает ритмичность травных мотивов на вогнутой поверхности сосуда. Золотая хохлома к дочери Надежде. Но если стихией Ольги Лушиной всегда были травные орнаменты, то её дочь предпочитает «Кудрину», «древо», «пряник». Главным художником семёновского объединения Хохломская роспись много лет была Екатерина Николаевна Доспалова. Во многом именно благодаря ей семёновская хохлома выстояла в тяжёлые 1990-е годы. Сегодня как раз здесь находится центр промысла. Семёновцам удалось вписаться в современный стиль жизни, а их орнаментам — в общественные и частные интерьеры. Одна из росписей Таисии Акимовны Белянцевой украсила фюзеляжи самолётов компании British Airways