2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

13-02-2016

Токарно-игрушечное производство Подольского края

13-02-2016

Деревни подольского уезда с давних времен входили в крупный токарный промысел московской губернии, обьединявшей мастеров подольских, звенигородских и в еврейских селений. Местные кустари славились изготовлением токарных из­делий, преимущественно полированной деревян­ной игрушки. Так, во второй половине XIX века этот промысел был особен­но развит в селениях Вороновской и Краснопахорской волости. Местные крестьяне занимались токарным делом и производили на продажу как полуфабрикат для изготовления игрушек (колесики, валики, оси), так и готовые изделия. Это были многоместные сборные яйца с вкладышами до 50 штук, бочата и шары (до 12 вкладышей), грибы (до 6 вкладышей), чаш­ки (до 24 вкладышей), банки, юлы, песочные наборы, бирюльки. Игрушки отделывались на станке цветными политурами и хорошо продавались. Расцвету промысла способствовала близость Москвы, возможность бес­перебойной доставки товара по Старокалужскому тракту ранспортной артерии того времени  и, конечно, обилие сырья древесины в окрест­ных лесах.

В документах о первом обследовании промысла, проведенном в 1879 году, приводятся такие цифры: токарной игрушкой в этих краях занимались 111 человек. К концу столетия число кустарей увеличилось до 347, а к на чалу XX века промыслом оказались охвачены несколько десятков сёл и де ревень, в которых работало более 800 человек. Больше всего токарей было в деревнях Бабенки и Голохвастово.  Именно в Голохвастове мастером Ф.Е. Ромахиным для всероссийской выставки 1913 года было сделано уникаль­ное 100-местное яйцо. Это была тончайшая токарная работа, стенки из­делия - не толще скорлупы! Талантливый токарь-нолировщик, он стал учредителем Бабенской артели, первым председателем Московского со­юза кустарных артелей. Другим мастером, прославившим подольских то­карей на весь мир, был В.П. Звёздочкин из деревни Шубино. Он первым выточил деревянную фигуру матрешки, а после переезда в Сергиев Посад в 1904 году внес большой вклад в развитие местной токарной школы. На всероссийские выставки и ярмарки попадают изделия мастеров и из дру­гих деревень Подольского края - Чириково, Рыжово, Троица, Бакланове, Малинки.

Навыки токарного дела и секреты мастерства передавались в семьях тока­рей из поколения в поколение, что способствовало возникновению дина­стий - Булычевых, Ромахиных, Кузиных, Борисовых. Для подольской токарно-полированной игрушки, которую покрывали цветными политурами прямо на станке, а позже стали и раскрашивать, характерны высокий уровень мастерства исполнения, многообразие форм, чёткость линий, полупрозрачность лакокрасочного покрытия. При­родными материалами для токарей служили липа, береза, ольха, сосна.

В качестве красителя использовалась порошковая литографская краска с добавлением анилинового порошка. Такого качества токарных игрушек подарки со ставшими классическими шарообразными, овальными, цилиндриче­скими формами и в таком ассортименте нигде больше не было. Особен­ность промысла - многоместные игрушки (яйца, шары, грибы, бочонки, чугунки, матрешки). Их называли «вкладными» или «вскрывными». Все­го таких изделий производилось до полутора десятков видов, а матрешки массово вытачивались и поставлялись «бельем» в Сергиев Посад.

В начале XX века подольские токарные игрушки через Московский кустарпый музей попадают на заграничный рынок, что, безусловно, спо­собствовало расширению и развитию промысла. При поддержке Кустар­ного музея и «в целях правильного обслуживания заграничного спроса» в мае 1911 года в Москве был подписан договор об учреждении бабепского складочно-потребительного общества кустарей токарного производства. В создании артели приняли участие мастера-игрушечники, несколько скупщиков, два сотрудника Кустарного музея Московского губернского земства (всего 31 человек). Земство выделило ссуду в 700 рублей, а музей гарантировал рынок сбыта.

Создание складочно-потребительного общества с центром в деревне Ба­бенки положительно сказалось на жизни кустарей. Качество изделий ста­ло еще выше, расширился ассортимент, легче стало распространять «улуч­шенные» образцы. Общество добилось повышения расценок у скупщиков. Бабенские мастера начали выпускать новые изделия - наборы кукольной посуды, лото, шахматы, серсо, кегли. Их игрушки попадают в Германию, Францию, Голландию, Англию. При артели были созданы библиотека и народный дом.

К началу 1914 года игрушечным промыслом занимались около 900 токарей более чем в 40 деревнях Вороновской и КрасноВыхорской волос тей Подольского уезда и Руднсвской волосчи Верейскою уезда. Самые слож­ные в изготовлении игрушки заказывались Бабенскому обществу, в кото­ром состояло 48 токарей.

Грудные времена для кустарей наступили с началом Первой мировой войны и последовавшей затем революции. Однако, несмотря на социальные потрясения и экономическую разруху в стране, токарно-игрутиечное дело выжило. С 1925 года, когда изделия местных кустарей попадают в пе­речень экспортных товаров Советской республики и над их изготовлени­ем работает более двух с половиной сотен токарей, начинается оживление промысла. Это было время подлинного расцвета артели, когда мастера ра­ботали в две смены, чтобы выполнит!, многочисленные заказы, шедшие из всех уголков страны и из-за рубежа.

В1927 году изделия подольских мастеров токарной игрушки были отменены наградами международных выставок - Парижской и Монца-Миланской. В эти же годы раскрывается талант самобытного мастера, токаря-по­лировщика из деревни Косовка И.И. Другина (1877 1943 гг.). Именно ему принадлежит авторство на игрушку, которая собирается из деталей на деревянных винтах, так называемый винтовой товар, образцы которого использовали затем многие артели Подмосковья.

В ЗО-е годы большая часть мастеров токарной игрушки объединилась в Бабснскую артель «Полированная игрушка», которая выпускает 176 наи­менований изделий. Кроме того, работало еще две игрушечных артели, где вытачивали погремушки, матрешек, шары, грибы (Свитинская и Во- роновская), а их небольшие филиалы были в деревнях Троица и Ярцево. В 1934 году в городе Климовске открылась Гривненская фабрика еще одно предприятие по производству деревянной токарной игрушки. Дело в том, что в эти годы в стране росло число детских садов, и в выпуске массовой продукции для детей было заинтересовано дошкольное образование. Пи рамидки, вкладные яйца, чашки, кольца, волчки, бирюльки, матрешки, шары все эти игрушки, по мнению специалистов, развивают у детей мелкую моторику, сообразительность и усердие. Изготовление игрушек до миллиона штук, среди которых преобладали пирамидные(шпильные) изделия, осуществлялось на местном сырье.

В послевоенное время производство игрушек было сосредоточено только в Бабенской артели. Ассортимент изделий сократился, а качество заметно снизилось. В середине 50-х артель начинает пополняться молодыми кадрами - выпускниками Загорской профтехшколы, что позволило замет­но расширить ассортимент. К сожалению, об улучшении качества речь пока не шла. В 1962 году в плане новых образцов значились клоун, волчок, решето с грибами, чашка с птицами, чашка с совами, ведерко с совком, кролики, цыплята, каталка песочник. Однако, по сути, новые образцы были переработкой игрушек ЗО-х годов. 11 если раньше чашки, ведерки, песочники, отделанные цветной политурой, были яркими и нарядны­ми, то новые образцы украшались незатейливым цветочным узором по белой проклеенной древесине. Даже матрешек стали красить без цветных фонов, преобладал черный контур. В росписи птиц стало меньше декора, упростились формы. В 1960 году артель преобразовали в Подольскую фа­брику деревянных игрушек, которую спустя восемь лет передали Наро

Фоминской фабрике игрушек, что печально сказалось на судьбе промысла. Были утрачены технологии и образцы многих видов бабенской игрушки. Восстановить их не помогли даже рекомендации Научно исследователь­ского института художественной промышленности иод руководством Т.М. Разиной, сделанные специалистами по итогам научной экспедиции в 1971 году. ТТа следующий год Бабенский цех и 1'ривненскую фабрику то карной игрушки в Климовске слили в Подольское производственное объ­единение «Игрушка».

В 1992 году объединение было преобразовано в открытое акционерное общество «КЛИМО», которое является в настоящее время преемником и про­должателем традиционного народного промысла деревянной токарной игрушки. Нынешние мастера во многом опираются на самобытный комплект художественных приемов и технических способов изготовления и декорирования точенных из дерева игрушек. Сегодня выпускается более 80 наименований изделий. Игрушки сохраняют характерные особенно­сти знаменитого промысла. Это и традиционная конструкция («вклад­ные» изделия, игрушки с движением, игрушки-скульптуры, подвесные игрушки «дергунчики»), и яркая локальная окраска наружных поверх­ностей русские сувениры с частичной росписью растительным узором, и сохранение есте­ственной текстуры древесины на внутренних поверхностях предметов, и использование в процессе изготовления и отделки игрушек ручного труда. Над созданием современных игрушек трудятся мастера-токари, столяры, сборщики, отделочники, разрисовщики. ОАО «КЛИМО» выпускает дере­вянные игрушки-каталки и пирамидки, игрушечную мебель и посуду, фигурки животных и популярных сказочных персонажей, игрушки-ка­чалки, традиционные народные игрушки-«дергунчики» и неокрашенные игрушки «в белье».

Основным сырьем для изготовления игрушек является береза. Древеси­ну пилят на доски, далее на квадраты, а затем сушат в сушильных камерах, откуда она поступает па токарный участок. Выточенные детали подготавливают к окраске - шлифуют с помощью шкурки и галтуют, что позволяет добиться абсолютно гладкой поверхности. Окрашивание деталей будущих игрушек производится вручную: детали набивают деревянными молотками на наколочные доски, затем окрашивают кистью или

окунают в ванну с краской. Цветовая гамма включает до 40 оттенков, в декорировании современных изделий преобладают глухие покрытия эмалями контрастных гонов, поэтому игрушки отличаются повышен­ной яркостью. Далее на сборочном участке окрашенные детали собирают на резинку, тесьму и склеивают на шип. Собранные игрушки поступают на участок разрисовки. Основной ассортимент игрушек разрисовывается без предварительной прорисовки.

На промысле сохраняется метод творческого варьирования при изготов­лении каждою изделия, а существующая здесь система наставничества позволяет развивать уникальный опыт мастерства.