2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

08-03-2013

ТЕХНИКА ПАЛЕХА

08-03-2013

ТЕХНИКА ПАЛЕХА

 

Технические вопросы в лаковой миниатюре в значительной степени определяют её качество. Как материал папье-маше было вызвано не случайно: обладая свойствами самых твёрдых пород дерева, оно служит прочной основой под лаковую живопись. Пористый картон из хвойных пород в процессе изготовления равномерно пропитывают клеем и другими нужными ингредиентами, потом его нарезают полосами разного размера и наматывают на болванки различных форм. Каждую полосу проклеивают мучным клейстером, затем форму сушат под прессом, пропитывают льняным маслом в специальных ванночках и снова сушат при определённой температуре.

Корпус, крышки и донца шкатулок и иных предметов делают по отдельности. Готовую вещь грунтуют, окрашивают и покрывают лаком. В зависимости от сложности весь процесс занимает от одного до двух-трёх месяцев: вещь должна «вызреть», и спешка тут недопустима. Часто живописец сам предлагает эскиз предмета исходя из замысла миниатюры. Наконец готовый полуфабрикат поступает к художнику. Он готовит краски и «творит» золото. Для приготовления яичной темперы свежий желток куриного яйца соединяют с небольшим количеством воды и уксуса, русские сувениры купить затем в этой смеси разводят красите-7л. Яичная темпера хранится не больше трёх дней. Сначала вся композиция выполняется белилами. На те места, где будут светлые тона, белила кладут погуще, в несколько слоёв. Далее приступают к выполнению цветового решения: эта стадия называется «роскрышь». Собственно роспись начинается с приплавки: по роскрыши прорисовывают тёмным тоном все контуры и детали, выявляют теневые и световые части композиции. Последний этап - окончательная отделка красками предметных объёмов: по определённой системе в три тона накладываются пробелы, т. е. линии, созвучные роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Особое значение в палехской миниатюрной живописи играют приёмы плавей - многослойного письма прозрачными слоями, по-разному моделирующими объём и придающими упругость изображению. Наконец приступают к росписи творёным золотом. Только в палехской миниатюре все предметы (фигуры людей и живот--‘з:х, архитектура, пейзаж) прорисованы особой системой наложения золотых линий, называемых пробелами. Пробелы золотом пишутся по-разному. Для золотых используют кисточку толщиной с человеческий волос. Золотую пропись поли-суют зубом дикого животного, как правило волка или кабана, либо агатом. Золотое письмо окончательно выявляет формы, украшает все детали. Как завершающий элемент вырисовывается золотой орнамент, созвучный ритму миниатюры. Тончайшая золотая линия, как писал один из старейших палехских мастеров Аристарх Александрович Дыдыкин (1874-1954), будто «солнечные лучи, дающие жизнь природе, зажигает сердца людей своими искрами». Золотую краску художники «творят» из листового золота. Вместо золота иногда пишут творёным алюминием или бронзовым порошком.) У каждого мастера свои приёмы и секреты. В целом процесс выглядит следующим В чистое блюдце кладут два грамма гуммиарабика и добавют несколько капель воды, все это размешивают указательным пальцем, пока не получится однородная клейкая масса. Потом тем пальцем набирают заранее приготовленное золото и переносят в блюдце. Крайне осторожными вертикальными движениямивверх-вниз, следя, чтобы золото не «закаталось», т. е. не лось в комочки, его разрывают на мелкие частички, которые постепенно всасываются в клейкую массу. течение полутора часов золото растирают, добавляют воду, два грамма гуммиарабика и снова «творят». (Недостаток или излишек(иарабика обязательно сказывается на письме.) В полученный став наливают треть стакана воды и отстаивают 20 минут. Русская лаковая миниатюра В конце XX в. палешане всё чаще стали обращаться к образам прошлого. Сцены гаданий, встреч у колодца, катаний на тройках, сватовства проникнуты ностальгией по гармоничной жизни с размеренным крестьянским укладом. Это чувство воплотил Б. М. Ермолаев (1934—2001) в работе 1989 г. по повести Василия Белова «Лад». Размышления писателя отражены в лаковой миниатюре на пяти сторонах ларца. Миниатюра на шкатулке «Возвращение Игоря из плена» 1984 г. живописца В. М. Ходова (1942—1988) — одно из свидетельств обращения художников Палеха к наследию древнерусской живописи. Написанная по мотивам «Слова о полку Игореве», она композиционно перекликается с палехской иконой «Вход Господень в Иерусалим». Художники Палеха до и после революции активно занимались монументальной живописью. В 1945—1949 гг. они участвовали в реставрации наружных фресок Успенского собора Московского Кремля («Владимирская Богоматерь», «Собор апостолов», «София Премудрость Божия и Отечества»), в 1956—1959 гг. восстанавливали разрушенный в годы войны Лаковый кабинет павильона Монпле-зир в Петродворце, в 1979—1982 гг. оформляли Комнату сказок Московского детского музыкального театра, а в 1990-х и 2000-х гг. расписывали храмы по всей территории России и за рубежом. Русская лаковая миниатюра Работали палешане и в области театральной декорации. Первым на этом поприще проявил себя Иван Голиков. В 1918—1920 гг. он создал оригинальные декорации для спектаклей по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Лес», «Снегурочка», Ж. Б. Мольера «Лекарь поневоле» в театрах Шуи, Костромы и Кинешмы. Зрители нередко вызывали художника на поклон. В 1934 г. И. И. Голиков, русские сувениры купить И. В. Маркичев и Д. Н. Буторин создают декорации к спектаклю «Степан Разин» для Ленинградского этнографического театра. С театром начинают сотрудничать и другие художники: пишутся декорации для «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Кощея Бессмертного поставленных в Ленинградском малом оперном театре, для «Золотого петушка» Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского, для «Красных дьяволят» Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя и др. Сегодня многое изменилось в искусстве Палеха. Во главу угла вновь стала иконопись. Крупные мастерские выполняют заказы по росписи церквей и монастырей в России и за рубежом. Большой спрос на иконы вытесняет лаковую миниатюру. Но искусство Палеха, родившееся в трагические 1920-е годы, не должно исчезнуть.