8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

25-07-2016

Стеклянные елочные украшения

25-07-2016

Стеклянные елочные украшения. Исто­рия этого народного художественного промысла связана с событиями летописи страны, историей целых поколений, отдельных семей. Линия жизни конкретного человека от младенчества до ста­рости часто начинает свой новый отсчет у новогодней и рождественской елки, которую украшают нарядные и затейливые игрушки, изготовлен­ные клинскими мастерами и стеклодувами. 

Клинский край, расположенный на северо-западе Подмосковья, издавна был знаменит своим стекло­дувным ремеслом и заслуженно считается одним из основных центров изготовления стеклянных украшений и игрушек в России. Развитию про­мысла способствовала местность, богатая залежа­ми кварцевого песка, обилием лесов и водоемов. Возникновение промысла в деревнях Клинского уезда принято относить к середине XIX века, когда в 1848 году светлейший князь, адмирал, морской министр Российской империи и правнук знаме­нитого фаворита императора Петра I Александр Сергеевич Меншиков (1787-1869 гг.) получает раз­решение на открытие в своем имении при сельце Александрово Круговской волости стекольного за­вода на три печи с 80 рабочими из числа крепост­ных для производства ламп, аптекарских бутылок, изделий из цветного стекла.

Открытие в 1851 году Николаевской железной до­роги, которая проходит из Санкт-Петербурга в Мо­скву через Клин, дает толчок развитию стекольной промышленности в крае.

Наиболее предприимчивые крестьяне окрестных деревень, работавшие на заводе А .С. Меншикова, овладев навыками ремесла, совместно с женами и детьми, со временем начали создавать самосто­ятельные мастерские по производству так назы­ваемых камушных изделий - «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких нехитрых вещиц, которые выполнялись ими в технике выдувания из толстостенного стекла. Основными покупателя­ми этого товара были крестьянки. Серьги, снизки бус, ожерелья, головные уборы с нашитыми на них яркими бусинами органично входили в мно­гокрасочные ансамбли праздничных русских народных костюмов.

С помощью нехитрых по конструкции кружек-горелок, в которых плотно набивался фитиль для подачи керосина, и самодельных кожаных мехов для подачи воздуха стеклодув, разогревая стеклянную трубку до пластич­ного состояния, дутьем получал бусинки, одновременно поддерживая го­рение подкачкой воздуха от мехов, которые приводил в действие ногами.

Труд был нелегким, работали в том же помещении, где и жили, от горения стены и воздух были про­питаны сажей и гарью. Для придания металли­ческого блеска бусы заливали раствором с солями свинца, сушили, а затем красили в разные цвета и собирали на нити. Используя приемы выдувки, стеклодув проявлял свою творческую фантазию, делал бусы разной формы и размеров, стараясь пе­редать все пластические возможности стекла, его легкость, а выбранное им насыщенное цветовое решение при окраске, а затем сборке позволяло по­лучать простые и недорогие нарядные украшения, отвечавшие вкусам крестьян, представлениям о красоте, созвучной русской душе.

В конце XIX - начале XX века «камушный» промысел процветал. Изготовлением сте­клянных бус и сережек занималось 237 крестьян, проживавших в восьми селениях Круговской волости (Гологузово, Семчино, Крюково, Крутцы, Чернятино, Воловниково, Копылово, Корост). Большую роль в развитии промысла играли скупщики, ко­торые выдавали мастерам сырье для работы и во­зили готовый товар в Москву на продажу. Зажиточные хозяева имели небольшие мастерские с наемными рабочими. Наиболее известной из них была мастерская по производству бус, открытая иностранцами А.А. Вюншем и Р.А. Виттом в 1887 году, а также заведения с 2-3 работниками, существовавшие с 1890 года при селе Воздвиженское в кругу мешанина И. Яковлева и в деревне Игум­ново Я. Орлова.

С конца 1870-х годов, после смерти А.С. Меншикова, производство стекла начинает активно развиваться в городе Клину, составляя Круговскому за­воду существенную конкуренцию.

После революции частные предприятия были ликвидированы, но сте­клодувный промысел сохранился благодаря объединению круговских мастеров в две стеклодувные кооперативные артели. К концу 1930-х годов волости артели находились почти в каждом селении. Так, в деревне Корост она называлась «Имени В.И. Ленина», «Восток», Копылово  «Красный Октябрь», Гологузово - «Имени 1-го Мая», на станции Решетниково  «Решетниковская», а также в самом Клину  Клинское объединение стеклодувов и Клинская артель инвалидов, позднее на­званная «Именем XI годовщины Октября».

Подготовки кадров для стекольного производства в селе Воздвижен­ское было открыто фабрично-заводское училище, из стен которого выходили опытные стеклодувы по выпуску и медицинской аппаратуры, и елочных украшений. Работа мастеров стеклодувов становилась более ис­кусной. Творческое варьирование образцов изделий, поиск новых форм, овладение новыми приемами дутья, отделки позволили, кроме тради­ционных бус, освоить выпуск игрушек, сувениров созданных методом свободного выдувания, смонтированных на проволоку из стекляруса (монтажных), а применение металлических форм получать изделия заданной конфи гурации в виде фигурок.

Игрушечный ассортимент всех артелей был примерно одинаков: разнове­ликие бусы, гладкие и формовые с раскраской шары, макушки, чайники и самовары с деталями ручного припоя, орех и и шишки, гроздья винограда, плоды граната, груши, грибы, плетеные корзиночки с плодами, фигурки птиц, рыбок, а также современные пятиконечные звезды, прожекторы, автомобили, аэростаты, дирижабли и самолеты. Игрушки помогали зна­комству детей с привычными и экзотическими растениями, животны­ми, птицами, достижениями техники и многими другими предметами «взрослого» мира.

Во время войны мастерские стеклодувов были разрушены. Производство начали восстанавливать, производя медицинскую аппаратуру, а потом и елочную игрушку. К середине 1950-х годов производство стеклянных елочных украшений достигло довоенного уровня. В последующие годы идет процесс укрупнения артелей, превращения их в фабрики, которые строят новые помещения, расширяют ассортимент во многом благодаря стараниям ведущего художника клинского промысла Ю.В. Кулыгина.

В 1970-е годы происходит объединение Высоковской, Решетниковской и Круговской, а позднее, в 1987 году, и Клинской фабрик в предприятие под названием «Елочка». Продолжается техническое перевооружение: участ­ки выдувания переводят на газ, к ручной стеклодувной операции вводя] стеклодувные полуавтоматы, применение которых позволило увеличить объемы и немного расширить ассортимент. С 1991 года стеклодувные по­луавтоматы были остановлены и предприятия вновь вернулись к произ­водству с ручным выдуванием.

В результате проведения приватизации в 1997 году создается ОАО «Ёлоч­ка». В настоящее время стеклянные елочные изделия, изготовленные в со­ответствии с самобытными народными традициями, выпускаются под этим, ставшим широко известным названием.

Основные приемы стеклодувного промысла, зародившиеся сто пятьде­сят лет назад, сохраняются в работе современных мастеров. Из далекого прошлого тянется преемственность в мастерстве обработки стекла, в ис­креннем стремлении простого мастера к художественному творчеству. Для приобретения навыков в работе с хрупким материалом, овладения элементарными стеклодувными приемами требуется несколько месяцев обучения, а на совершенствование мастерства в профессии уходят годы. Сложность заключается в тонкостях понимания специфики стекла, инту­итивного определения по цвету его пластичности и готовности к форми­рованию задуманного изделия. Профессионализм в работе приобретается в процессе воспроизводства однотипных изделий, но их повтор не стано­вится штампом, так как основан па рукотворной природе преобразования материала методом творческого варьирования. Индивидуальный почерк мастеров и устойчивые, пришедшие из далекого прошлого традиции ху­дожественной обработки стекла соединяются в коллективный опыт, которых определяет разнообразие и масштабность современного стеклодувно­го народного промысла в Клинском районе.

От созданных первыми мастерами стеклодувных бус к современным ша­ровым изделиям, повторяющимся в различных вариантах и широком диапазоне диаметров, тянется сохраненная традиция, образуя единую по художественному стилю и характеру группу изделий. Держа в руке лег­кий елочный шар, можно ощутить правильность сферической поверхно­сти, увидеть изящество и тонкость стекла, почувствовать, как опытная рука стеклодува быстро и профессионально выполнила эту незатейливую вещь. Ярко выраженный художественный стиль прослеживается в многообразии форм подвесок, обтекаемым контуром напоминающих ледяные сосульки, или искусно выдутые шпили, как центральные элементы праздничного наряда елки высотные доминанты елочного убранства. Эти хрупкие, почти невесомые предметы - елочные стеклянные украше­ния, вводя т в заблуждение относительно легкости и простоты изготовле­ния. Их хрупкий мир - это нелегкий труд мастеров стеклодувов, которые овладевают все новыми приемами, например, припайкой мелких стеклян­ных элементов, с помощью которых продолжают удивлять и радовать ори тональными изящными изделиями («Самоварчик», «Чайничек»). Значительное место в ассортименте изделий «Елочки» занимают фор­мовые фигурки животных и персонажи сказок (игрушки «Былина», «Щелкунчик», «Красная шапочка», «Конек-Горбунок»), Выразительность лаконичной формы является характерной в передаче образов русской игрушки: «Мальчик на сапках», «Желудь», «Домик лесной», «Белочка». Ярко и самобытно традиции промысла проявляются в ручной окраске и росписи игрушки, создавая художественное единство формы и декора («Мишка на дереве», «Малыш», «Машинка», набор из трех игрушек «Веселый паровозик»). К безусловным творческим удачам «елочного» коллекти­ва в 2013-2015 годах следует отнести изделия по мотивам произведений народного искусства в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника серия «Пряники», «Костюм»), а также ограниченные в тираже, по сутки, коллекционные елочные игрушки из четырех предметов «Времена года», грех предметов «Музыкальная сказка», «Мышиный король», созданные специально к 175-летнему юбилею П.И. Чайковского по мотивам его му­зыкальных произведений.

Большое внимание в разработке нового ассортимента «Елочки» отведено работе по изучению старой игрушки и ее восстановлению. Так вновь в прейскуранте фабрики появилась монтажная игрушка («Звезда», «Само­летик», фигурки с креплением на прищепке: «Мишка с гармошкой», набор «Лебединая песня», «Зайчик с барабаном», «Кот-дворник» и другие. Многообразие красок и особый праздничный колорит, характерные для народного искусства, свойственны отделке елочной игрушки. Много твор­ческой смекалки проявляется в росписи, которая традиционно выполняется кистью. Роспись подчеркивает выразительность тонкой стеклян­ной формы и создает ощущение нарядной красочности. Излюбленными темами сюжетной росписи шаров являются заснеженные пейзажи с до­миками, скрытые в сугробах, снегири и синицы на заснеженном еловом лапнике, снеговики на катках и санках, ветви зимней рябины («Хуторок», «Сторожка», «Снежок», «Сувенирный», «Утро», «Теремок»),

Группа художников, которой отводится важнейшая роль в творческой жизни предприятия, кропотливо работает над созданием образцов как серийного производства, имеющих сравнительно невысокую цену, так и уникальных изделий (C.F. Попова - главный художник, Е.П. Сороки­на, М.В. Туршакова, В.И. Крестова-Митасова ведущие художники про­мысла). Особенно ярко их фантазия проявляется в разнообразии форм и отделки шаров, колокольчиков, шишек, причудливых шпилей, сосулек, сердечек, яиц, звезд. Им удается интересно создавать не только единич­ные изделия, по и соединить их в ансамбли-подвески, каскады гирлянды, разнообразные комплекты, которыми можно украшать не только новогод­нее дерево, но и помещение, формируя праздничный стиль интерьера, что свидетельствует об освоении потомками круговских стеклодувов совре­менных европейских тенденций развития елочных украшений. Сочета­ние сверкающего блеска и матовых тонов, красочность и широта цветовой палитры, узорность и травничность орнаментального мотива, рельефно выделенного присыпкой блеснами все входит в копилку выразитель­ных художественных средств клинских мастеров, создающих загадочно-праздничные, жизнерадостные образы, свойственные традиционной русской елочной игрушке.

На предприятии трудится много потомственных стеклодувов, прадеды и деды которых стояли у истоков стеклодувного ремесла. Продолжают тра­диции представители династий: В.А. Дроздов, Л.В. Крупен и на, П.И. Кон­дратьева, З.М. Дворникова, Е.А. Федосеева - стеклодувы разных поколений, но с очень похожей трудовой судьбой. Сегодня на производстве работают мастера-стеклодувы Л.С. Корунова, М.В. Сыслова, С.Е. Новикова, П.М. Бы­кова, владеющие особыми приемами и высокими навыками, творческой фантазией, увлеченные любимым делом и закладывающие новые традиции в развитие промысла.

Высокое качество и художественная цельность продукции предприятия «Ёлочка» отмечались наградами на всероссийских и международных вы­ставках. И это закономерный результат многолетнего, упорного труда все­го коллектива.

Истории развития стеклодувного промысла и его традициям посвящен Экспозиция занимает 12 залов и является для России уникальной, так как создана на основе образцов елочных украшений, коллекция которых собиралась по инициативе фабрики. Люди, бережно хранившие десятки лет игрушку, бескорыстно передавали ее для музея, который пополняет­ся так до настоящего времени, а также представляет изделия, созданные на предприятии сегодня. Коллекция стеклянных ёлочных украшений, имеющих ярко выраженный традиционный характер, имеет большое значение для понимания русской культуры, так как отражает историю страны и эстетические представления народа. Музей позволяет посетите­лю окунуться в мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдать за работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников. В мастер классе дети и взрослые могут попробовать изготовить игрушку, расписать стеклянный шарик, который останется у них на память о крае талант­ливых и, похоже, счастливых людей, у которых новогодний праздник не заканчивается круглый год!