2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

21-01-2014

РУССКОЕ кружево

21-01-2014

Весьма вероятно, что слово «круже­во» произошло от глагола «окружать». В старину кружевом называли различные варианты узорной (тканой или вышитой) отделки одежды по подолу, оплечьям, рукавам.

Говоря о русском кружеве, обычно подразумевают изделия вологодских мастериц. Однако в России существовало и существует множество центров кружевоплетения со своими самобытными традициями: оригинальными узора­ми, характером ажурного рисунка, способами плетения.

Кружево пришло к нам из Западной Европы в XVII в. Богатым нарядам тогдашней русской знати наиболее соответствовало металлическое круже­во, и почти всё оно было привозным. Лишь небольшая часть выплеталась русскими умелицами, работавшими в Царицыной мастер­ской палате или, как её ещё называли, Царицыной свет­лице в Москве.

В XIX — начале XX в. русское кружево уже вы­возят в ту же Западную Европу, где оно воспри­нимается как вполне самостоятельное нацио­нальное художественное явление.

Известно, что русские императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II носили кружевные мантии западноевропейского производства.

Осваивая новую для себя технику, россиянки иногда вплетали в кружево мелкий жемчуг - изделие становилось еще роскошнее. Творческие идеи привносили и в кружевной орнамент: геометрические узоры (кресты, ромбы), стилизо­ванные изображения птиц, пав с пышными хвостами, двуглавых орлов, расцветших кустов. Подобные мотивы были популярны и в традиционной вышивке.

КОКЛЮШКА И КРЮЧОК

Плетение кружева — сложный процесс, требующий специальных приспособле­ний. Технические приёмы напрямую свя­заны с художественными достоинствами готовой вещи. Главные рабочие инстру­менты мастерицы пара (или не­сколько) коклюшек, небольших деревян­ных палочек с шейкой для наматывания нитей. На туго набитом сеном, соломой, иногда опилками или ватой валике-подушке при помощи булавок закрепляют «сколок» (бумажную схему-рисунок) и са­мо выплетаемое кружево.

Постепенно сложились три основ­ных способа плетения: численный, сцепной и многопарный. При наибо­лее простом — численном способе, знаменитом полотне В. А. Тропинина «Кружевница» (1823 г.) мастерица не валик, а характерную для европейского кружевоплетения плоскую подушку на деревянной подставке. Фигурные коклюшки также ха­рактерны для Европы, в России популярнее были коклюшки простой цилиндрической или конусообразной формы.

Дорогое кружево с самыми сложными узорами, когда-то востребованное знатью, создаётся многопарным способом при помощи сотен пар коклюшек. К концу XIX в. как разновидность многопарного способа плете­ния возник упрощённый парный, при котором нужно меньшее количество пар коклюшек. Подобное круже­во Стоило дешевле и пользовалось спросом в широких народных массах.

В сцепной технике требуется меньше пар коклюшек, чем в многопарной, а элементы плетёного узора соединя­ются при помощи вязального или тамбурного крючка.