2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

11-03-2013

Роспись верховая и под фон

11-03-2013

Роспись верховая и под фон

По приёмам письма хохломская роспись делится на два основных типа. Ближе к истокам промысла «верховая» роспись, которая чаще всего наносится чёрной и красной красками поверх металлизированного фона, приобретающего цвет золота после закалки и просвечивающего сквозь орнамент. Этим приёмом исполняются и геометрические, и растительные узоры, такие, как «травка», «древко», «под листок».

При росписи «под фон», напротив, золотистый орнамент располагается поверх чёрного или цветного, чаще красного, фона. Мастер сначала наводит кистью контуры мотивов, потом делает «отписку», закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали узора. При окончательной отделке росписи добавляются травные приписки — мелкие узоры из трав, листьев и ягод. После закалки золотой цвет приобретает уже не фон, а орнамент. На особенности травных узоров влияла форма посуды. Постепенно, но для каждой формы нашлось типовое композиционное решение, намечавшее контур и при этом оставлявшее такой простор личному творчеству, что даже мастер средней одарённости мог создать не стандартную механическую копию, а маленький шедевр. В середине XIX в. промысел переживает период расцвета. Возникает своеобразное разделение труда: в одних сёлах заготовляют древесину, в других делают токарные формы, в третьих режут ложки, в четвёртых расписывают «бельё». На продажу мастера давали столовую посуду, а для себя, в подарок или по заказу соседей расписывали швейки, прялки, дуги, (лубяные коробы для хранения веретён и мотков пряжи), русские сувениры интернет магазин лукошки для сбора грибов и ягод. Ко второй половине XIX в. торговое значение села Хохлома падает, Хохломская ярмарка перемещается в город Семёнов, который становится вторым центром хохломской росписи в Нижегородской губернии. В конце XIX — начале XX в. все русские крестьянские промыслы начинают испытывать трудности со сбытом товара. На помощь хохломе приходит земство. В 1916 г. решением губернского собрания в Семёнове создаётся Школа художественной обработки древесины. Её директор — нижегородский художник выпускник Петербургского художественного училища Штиглица Г. П. Матвеев. После революции 1917 г. и Гражданской войны кустари объединяются в артели промысловой кооперации. В марте 1919 г. зарегистрированы новопокровская, хрящовская, сёминская, мокушинская и бортновская токарные и ложкарные артели. В 1920-х гг. творческая жизнь промысла кипела в небольших семейных мастерских. В Ковернинском районе это были заведения братьев Красильниковых (село Новопокровское), Подоговых (Хрящи), Н. Ф. и Ф. Т. Смирновых (Художиха), Н. Г. Забродина (Сёмино), В. Г. Новожилова (Шабаши). Вид росписи «под фон» появился достаточно поздно, в XIX в. Одноцветностей — «кудрйна» — получила своё название из-за золотистых Первоначально «Кудрина» вся состояла из фантастически изогнутых улей». Позднее в неё ввели золотистые силуэтные мотивы цветов. Золотая хохлома Фёдор Фёдорович и Степан Фёдорович Красильниковы принадлежали к старинному уважаемому в Хохломе роду, восходящему, возможно, к самим зачинателям промысла. Числили себя потомками первых мастеров и члены семьи Подоговых: у них бытовало предание, будто предки их расписывали