2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

11-03-2013

Потешная столица

11-03-2013

Городскую народную игрушку уже более двух столетий делают в подмосковном Сергиевом Посаде, основанном в 1782 г. из монастырских слобод. Используя громадный рынок сбыта, сложившийся вокруг Троице-Сергиева монастыря, местные мастера предлагали тысячам паломников игрушки из всевозможных материалов, выполненные в самых разных техниках. Работали не только с деревом, но и с папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Многообразие ассортимента посадских игрушек очень велико: это томные барыни и бравые гусары, юркие разносчики и цирковые артисты, куклы, одетые по последней моде своего времени и в традиционные костюмы российских губерний, расписные кони и собаки, петухи и свинки.

Сергиево посадские мастера резали игрушки из дерева со второй половины XVIII в., однако этот промысел, безусловно, опирается на более древнюю монастырскую резьбу и другие художественные ремёсла, а также на устойчивые фольклорные традиции владимирских и московских земель. Создание первой резной деревянной игрушки местная легенда приписывает самому преподобного. С который одаривал детей своими поделками. Позднее, как гласит предание, глухонемой мастер из липы куклу и продал её для украшения лавки купцу Ерофееву (1777—1850), торговавшему привлекла к себе внимание, и очень скоро нашелся на неё покупатель. Тогда Ерофеев заказал тому пришлось набрать учеников, чтобы удовлетворить спрос. С тех пор Сергиев Посад (в советское время Загорск) стали называть «игрушечной столицей Росии из Подмосковья покупали даже русские цари: об этом остались свидетельства в дворцовых книгах. Лучшими материалами у резчиков Сергиева Посада считались липа, ольха, осина и берёза. Древесину долго подготавливали: чурочки для кукол отлёживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки, которые расписывали яркими красками: дешёвые — клеевыми, подороже — акварельными, масляными и эмалевыми. В XIX в. в мастерской А. Г. Сафонова более 150 умельцев создавали резные болвашки и лепную игрушку из папье-маше. Славилась и мастерская купцов Саловых. Тут работали лучшие ремесленники, например Фигурка — знаменитый резчик болвашек для кукол из папье-маше, чьи произведения сегодня хранятся в Русском музее в Петербурге. Заметный след в истории сергиевопосадского русского народного промысла оставил и Иван Иванович Гробов (1876—?), специалист по деревянным и мастичным (слепленным из специальной мае- Потешная столица 35 лет, начиная с 1823 г, с мастерской Ф. В. Челпанова-Шипилина был связан родоначальник знаменитой династии сергиевопосадских резчиков Александр Александрович Рыжов (1814-1899). В 1858 г. он открыл собственную семейную мастерскую. Фигурки Рыжова — конь со вздыбленными передними ногами, военный-«седочок» — натуралистичны, выполнены на высоком техническом уровне. Вместе с отцом трудились его многочисленные сыновья: Пётр и Александр вырезали так называемую «дичь» (фигурки животных), Кузьма и два Ивана (старший и младший) создавали требовавшие особого таланта сложные резные неокрашенные игрушки. Среди знаменитых вещей Ивана Рыжова-младшего - «Медвежья свадьба», «Пустынник и медведь», «Битва Александра Македонского с царём индийским Пором», «Битва Еруслана Лазаревича с драконом», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Все они родились под непосредственным влиянием русской лубочной картинки и стали классикой своего времени. Традиции семьи продолжал её последний представитель, сын Ивана Рыжова-младшего Николай (1897-1984). С шестилетнего возраста он помогал отцу, а к 13 годам начал сам вырезать фигурки животных и птиц. До революции Николай Рыжов вместе с отцом работал в Сергиевопосадской кустарно-промышленной игрушечной артели, с 1921 по 1927 г преподавал технику резьбы по дереву в профтехшколе имени С. Халтурина в Сергиевом Посаде, обучал молодых богородских резчиков. Много времени и сил он посвятил восстановлению семейного ассортимента, копированию лучших произведений своих предков. В 1930-х гг. Николай сделал такие композиции, как «Терем-теремок», «Цыганы», «Пустынник и медведь», принял участие в оформлении спектаклей московских Театра Советской армии и Театра имени Ермоловой. В 1930-1970-х гг. Николай Рыжов был начальником цеха резной игрушки и художником по дереву во Всесоюзном НИИ игрушки в Загорске. Из-под его резца выходили целые стада животных, «зверинцы» белые и крашеные. Комплект включал фигурки пастуха, овечек, лошади, коровы, собачек, изображения деревьев. Тщательно исполненный ансамбль укладывался в белый ящик. Гробов также окрашивал богородские фигурки монахов, солдатиков и барынь. О Скульптура «Курильщик». Папье-маше. Мастерская Саловых. Сергиев Посад. XIX в. Своеобразными миниатюрами, «китайской мелочью . славился Иван Егорович Фалин (1827—1903). Он исполняв: фигурки высотой от 1,5 до 7 см: паяцев, казаков, черкесов, царей и цариц, турок и турчанок, купидонов, зайцев и медведей. Донышки к ним резали отдельно, а потом приклеивали и раскрашивали. Делал мастер и «трясучки»: мужиков и баб с трясущимися головами, укреплёнными с помощью проволоки. Фалин также стал основателем семейной династии: по стопам отца пошли трое его сыновей.