+7(495) 627 69 33 +7(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com
29-04-2018

Посуда из хохломы

29-04-2018

Дорогое серебро использовали скромно, лишь по краям чаш или братин (шаровидных сосудов). Старинные професии, как же создавалась посуда. Выточенное из хорошо просушенного дерева  лёгкой мелкослойной липы, берёзы, осины (или клёна, если речь шла о ложках) - "бельё" во избежание трещин ещё раз тщательно просушивали, а затем грунтовали жидко разведённой глиной; называлась эта техника "вапленье" (от слова "вап" - "краска", "красильное вещество"), а владевшие ею мастерицы "вапленицы". Потом следовали вгона смазка сырым льняным маслом, ошкуривание, шлифовка и покрытие тремя, четырьмя слоями сваренного масла, т. е. олифы (причём каждый последующий слой был толще предыдущего; последний же слой олифы просушивали не до конца, чтобы лучше ложилась полуда оловянный порошок, пришедший на смену серебру). Само собой, все эти операции вапленицы и лачилыцицы совершали вручную.

Наконец, сверкающая металлом гладкая утварь попадала в руки красильщика - мастера росписи, орудовавшего кистью с длинным и упругим волосом, которая сочно напитывалась жаростойкими масляными красками. Кисть  мастер держит легко, почти не сжимая её, свободно и плавно, всеми пальцами. Одновременно другая рука поворачивает предмет навстречу кисти. Окончив изделия вновь просушивали, покрывали лаком и ставили на длинных досках рядами в большую печь с высоким сводом. За процессом закалки следил "уходчик за печами". От его мастерства зависел итог труда всех предыдущих участников процесса. Загруженная печь плотно закрывалась. Там при температуре 270-300 °С лак приобретал янтарный оттенок, и покрытый им серебристый металл становился похож на золото. По приёмам письма украшения делится на два основных типа. Ближе к истокам промысла "верховая" хохлома, которая чаще всего наносится чёрной и красной красками поверх металлизированного фона, приобретающего цвет золота после закалки и просвечивающего сквозь орнамент. Этим приёмом исполняются и геометрические, и растительные узоры, такие, как "травка", "древко", "под листок". При росписи "под фон", напротив, золотистый орнамент располагается поверх чёрного или цветного, чаще красного, фона. Мастер сначала наводит кистью контуры мотивов, потом делает "отписку", закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали узора. При окончательной отделке росписи добавляются травные приписки - мелкие узоры из трав, листьев и ягод. После закалки золотой цвет приобретает уже не фон, а орнамент. На особенности травных узоров влияла форма посуды. Постепенно для каждой формы хохломы нашлось типовое композиционное решение, намечавшее контур и при этом оставлявшее такой простор личному творчеству, что даже мастер средней одарённости мог создать не стандартную механическую копию, а маленький шедевр русский сувенир золотой хохломы.