8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

08-03-2013

Палех

08-03-2013

Палех

Как культурный центр Палех (Ивановская область) был образован профессиональными потомственными мастерами — иконописцами, крестьянами села, оставшимися без работы в результате гонений на церковь и верующих после октября 1917 г. Стремление спасти наследственное мастерство заставило палешан, творчески переосмысливая иконописную традицию, обратиться к образам и сюжетам фольклора, пушкинских сказок, создать свою художественную систему миниатюрной живописи с характерным для нее черным фоном, новым пониманием пространства — без линии горизонта.

Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. В XVII—XIX вв. жители этого большого села занимались изготовлением икон. Работа над дорогими «многодельными» иконами воспитала у мастеров понимание многофигурных композиций. Благодаря стройности и изяществу удлиненных фигур, орнаментальной изысканности рисунка, иконы производили впечатление праздничности. Гамму росписи составляли ярко-красные, бирюзовые, синие, зеленые, желтые краски, дополненные золотом легких узоров. Уже в XVII в. палешане пытались расширить рамки религиозной тематики, насыщая изображения множеством эпизодов, занимательными деталями, отражающими жизненные наблюдения. К созданию лаковой миниатюры мастера пришли не сразу Один из художников — И. Голиков отправился за «советом» в Москву, где в кустарном музее он увидел федоскинские лаковые шкатулки из папье-маше, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперную краску, разведенную эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников — палешан-иконописцев. Традиционное мастерство древней живописи соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый своеобразный вид декоративного творчества — палехские лаки. Талантливым художникам И. Голикову, А. Котухину, И.Зубкову, Н.Зиновьеву, И.Баканову, И.Маркичеву, И.Вакурову пришлось заново осваивать способы производства папье-маше, изготовления и полировки лаковых шкатулок, так как многие сведения мастера Федоскино хранили в тайне. Если художники-миниатюристы федоскинской росписи использовали готовые масляные краски в тюбиках, то художники Палех готовили краски сами традиционным способом: растирая пигменты и замешивая их на яичной основе. Краски, приготовленные старым способом, в сочетании с белильным грунтом придают живописи светоносную силу, яркость. В достижении такого эффекта большую роль играет сам живописный процесс, он также традиционен, начинается с так называемой роскрыши. Белильный рисунок покрывают локальным цветом от 1 до 3—4 раз. Этим достигается плотность, непрозрачность красочного пятна. Под конец роскрыш может выполняться плавями — лессировками, что создает прозрачность, легкость тона. Следующий этап — роспись. После нее следует тушевка, выделяющая объем. Применяются старинные иконописные приемы: проблей (прорисовка белилами), блики. Слой живописи тонок, он как бы вливается в черную глубину лаковой поверхности. Характерная черта Палеха, отличающая его от лаковой миниатюры Федоскино — пропись всех деталей твореным золотом очень тонкой кистью. Золотом пишется орнамент вокруг миниатюры, который является важным элементом палехской миниатюры и продолжает орнаментальную композицию лаковая миниатюра требует большой тщательности и точности. Иногда миниатюра создается на маленьких поверхностях в 3—4 см», но и при этом она не теряет всю сложную последовательность живописной работы, подробности и детали выполняемого сюжета. Излюбленными сюжетами в палехской миниатюре с самого начала были мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты рыбной ловли, хороводов, плясок, и осу щи кем троек. Не они были близки мастеру крестьянину. По особому пишут художники человеческие фигуры. Чтобы передать духовную утонченность и освобождение от телесной материальной мастер не образы свои подчиняет уникальному и как бы танцевальному ритму. Все мошны изображаются парящими, словно повисшими от земного притяжении. Походка у них легкая, ритмичная, ноги одна касаются земли. Удлиненные фигуры, плавные и гибкие, тянутся, растут, будто цисты, расцветают радостью на черной лаковой поверхности. Сказочные горки, палаты, деревья, вода, поли, кони, люди все понимается символически. Человек здесь едим с природой. Между отдельными изображениями в композиции связь не просто сюжетная, а художественно образная, эмоциональная, что обусловлено спецификой декоративного творчества. В палехской миниатюре более условно трактуется пространство, композиция как бы расстилается по плоскости. Дальность плана обозначается то изображением архитектуры изнутри, то масштабным сокращением фигур. Зритель не только следит за развитием сюжета, но и созерцает музыку линии, ее стремительность и плавность, радужные переливы цвета, созвучность и контрастность форм. В сложной игре ритма, в перетекающих линиях фигур, в созвучиях цветовых масс и планов слышатся отзвуки песенных образов. Много икон писалось палешанами на сюжеты акафистов и песнопений. Напевность их образов связана с самим поющим текстом. Но нигде иконопись не была так тесно связана с ним, как в Палехе. Песенное начало в палехской иконе пронизывает образ и выражает чувство, которому подчинено повествование. Именно это начало способствовало развитию в живописи элементов народного творчества и явилось существенной чертой традиций, формировавших искусство современного Палеха. В самый иконописной традиции музыкальное начало приобретало формообразующую силу. Его мы отмечаем как важный источник развитии в будущем палехской миниатюры. Творческое проникновение мастера в музыкальный образ песни. в се мелодию проявляются в художественном решении миниатюры. Высочайших вершин на этом пути достиг И. И. Голиков. Живописный образ его миниатюр перекликается и с поэзией, и с музыкой. Он создал поистине живописное воплощение «Слово о полку Игореве». Высокий дух русских воинов, вставших на защиту Отечества, передается в его миниатюрах особым пространственным ритмом. Издавна в народном и древнерусском искусстве цвет был иносказательным. Народные представления о цвете в Древней Руси связывались с растениями, с живым миром природы, и соответственно этому рождались как брусничный, гвоздичный, «жаркий», огненно-красный. Цвет в искусстве Палеха вызывает самые широкие ассоциации и имеет большое значение в создании миниатюры. Повседневное преображается и этические образы, приобретающие выражение вечною. Все видимое преображается поэтически. Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его художественная природа, материал, техника и, наконец, неповторимая поэзия образа, связан пая с жизнью, с историей народа.