2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

28-03-2013

Михайловское кружево

28-03-2013

Михайловское кружево

В Рязанской губернии XIX в. плели многопарное мерное кру­жево с цветной сканью или обводкой, применяя для этого крас­ную или синюю толстую не крученую нить. Особенно этим сла­вились кружевницы Скопинского и Михайловского уездов.

Разнообразными по рисунку и цвету были скопинские коклю­шечные кружева, которые можно разделить на два вида: крестьян­ское и выплетаемое в школах, организованных попечительницей Е. Н. Половцевой. Крестьянки в селах и деревнях применяли раз­ные приемы плетения нитей на коклюшках для получения мерно­го кружева: численное, сколочное парное и сколочное сцепное

Существовала и смешанная техника — парно-сцепная. Более слож­ными были тонкие кружева парной техники плетения, разные по цвету и рисунку. В орнаменте этой группы скопинского кружева кроме ромбов, треугольников, квадратов, большую роль играли кольца, гребешки, звезды и розетки. В такое светлое кру­жево скопинские мастерицы вводили цветные нити: одну поло­винку зубцов они могли сделать красной, а другую — синей.

Возрождение и развитие цветных численных михайловских кружев связано с деятельностью заслуженного художника Д. А. Смирновой. Благодаря ее деятельности, павлопосадские платки кружева приобрели ряд новых черт: увеличилась их ширина, укрупнились формы ор­намента, появились новые приемы плетения, обогатилась цвето­вая гамма. В работах Д. А. Смирновой впервые в михайловском кружеве появились сюжетные изображения. Мастерица обогати-

Рис. 29. Михайловское кружево

ла цветовую гамму, используя контрастные сопоставления крас­ного, желтого и черного и изысканные сочетания розово-красного, черного и золотого. Поздний период в творчестве художницы от­мечен появлением в кружеве крупных, объемных, с пушистой фактурой шерсти элементов. Новое направление работ художни­цы сложилось под влиянием современного гобелена, активности его материала и техники, фактурного разнообразия. Но главная заслуга Д. А. Смирновой заключается в том, что она расширила диапазон михайловского кружева, находя принципиально новые решения произведений, используя новые материалы, новые виды изделий, обращаясь к разным пластам местной художественной культуры.