2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

05-03-2016

Лозоплетение

05-03-2016

В разных странах, у разных народов этот вид искусства имеет свой наци­ональный колорит - местное сырье соответствующим образом обрабаты­вали, отбеливали, красили, плели.

Декоративные эффекты техники плетения нередко имитировали в изде­лиях из фарфора (ХУНТ в.), бронзы или серебра, в архитектурных компози­циях (португальский «канатный» стиль «мапуэлипо»).

В XIX веке плетение стало модой, и для обучения ему повсе­местно организовывали школы. Во второй половине XIX - на­чале XX века мода на плетеные изделия распространилась в Российской империи. Первым большим центром по их изго­товлению стал Звенигородский уезд Московской губернии, где на сазе издавна существовал промысел корзиноплетения.

Еще в 30-е годы XIX века стараниями хозяйки усадьбы Вязе- мы светлейшей княгини Т.В. Голицыной (1783-1841 гг.), супруги героя Отечественной войны 1812 года московского генерал-гу­бернатора Д.В. Голицына, была создана мастерская по корзи­ноплетен ию, в которой трудились местные крестьяне кустари. Путешествуя по Германии и Швейцарии, княгиня Голицына обратила внимание на то, как искусно плетут корзины мест­ные мастера. Умельцев из Швейцарии она пригласила в Рос­сию для обучения своих крестьян и организовала в имении Большие Вяземы, которое муж унаследовал после смерти бра­та, мастерскую по плетению корзин из ракитника (род ивовых кустарников).

В1891 году при поддержке Московского гу бернского земс тва на средства С.Т. Морозова за границу был послан мастер А.И. Бе­резовский для изучения «корзиноплетения в его наиболее со­вершенных формах».

По возвращении он организует при станции Голицыне земскую корзин ночную учебную мастерскую, где местных кустарей обучают технике из­готовления модных изделий по отечественным образцам, которые предо­ставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книжкам, полученным из Лондона, Вены, Парижа, Кельна.

Изделия Вяземской земской мастерской, просуществовавшей до 1899 года,

Плетение - одно из древнейших занятий человека. В большинстве культур - даже более раннее, чем изготовление керамики. Археологические находки на Ближнем Востоке и в Европе, относящиеся к эпохе неолита и бронзы, свидетельствуют, что плетеные корзины чаще всего делались из жгутов мягких растительных мате­риалов (травы, соломы, льна, папируса, тростника), которые последовательно накладывались друг на друга кольцами, спиралями или параллельно скреплялись поперечными мягкими связями. В античную эпоху распространение получила техника плетения между жесткими прутьями-ребрами пользовались большим спросом. И ассортимент их был весьма широк.

Это и мебель (столы, стулья, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлон­ги, купальные будки, детские коляски и кроватки), и предметы ин терьера (ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы), и дорожные при­надлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), и множество «мел­кого товара» (корзиночки для бумаг, ключей, перчаток и цветов, фруктовницы, хлебницы, сухарницы, тарелочки, коробочки для кондитерских изделий, игрушки для детей).

В1899 году состоялось открытие первого в России кооперативного потреби­тельского общества при станции Голицыно, что благоприятно сказалось па экономическом положении кустарей. Первоначально Вяземское общество потребителей занималось обеспечением мастеров корзинопоплетения необходимыми материалами, а с 1906 года принимает на себя и функции по сбыту готовой продукции, превратившись в Складочно потребительское общество, просуществовавшее до 1924 года, когда было реорганизовано.

Многие изделия ассортимента Вяземского складочно потребитель­ского общества (ВСПО) представлены в интереснейшей коллекции Звенигородского государственного историко-архитектурного и ху­дожественною музея, которая позволяет судить о художественных достоинствах Вяземского плетения, свидетельствует об интересе местных художников одновременно и к искусству прошлого, и к но­вому стилю «модерн», и говорит о вкусах покупателей того времени.  предметы этой коллекции отличаются изяществом линий, завораживающим ритмом плетения и идеальным сочетанием пропор­ций, фактуры и цвета материала. В создании русские сувениры формы изделий, в выборе рисунка, в отделке мастера чаще всего отталкивались именно от материа­ла. При этом в плетении одного изделия они нередко использовали разные материалы, и не только потому, что этого требовали конструктивные осо­бенности (каркас почти всегда делали из ивы либо из камыша), а для того, чтобы придать предмету большую художественную выразительность, подчеркнуть красоту изделия.

Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмугованного), а также бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, вяземские мастера использовали много привозных импортных материа­лов, таких как педдиг (обработанная сердцевина камыша), кокос (наруж­ная оболочка плода), листья пальмы. Все сырье обрабатывал и, отбели вали, красили в различные цвета. Для отделки использовали цветные шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали.

Вяземское складочно потребительское общество принимает участие в различных выставках. В1912 году на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге его изделия получают большую золотую медаль, а в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке - диплом 1-й сте­пени. На заграничных ярмарках также было отмечено высокое качество и художественные достоинства изделий вяземских кустарей. Существование общества сыграло важную роль в развитии промысла. Объединявшее небольшую труппу мастеров, оно с самого начала стави­ло своей целью кооперирование всех кустарей района, занятых корзино плетением. Этому способствовали и созданная образцовая мастерская, и музей образцов, и школа корзиноплетения. Вяземское складочно-потребительское общество явилось первым объединением корзиночного промыс­ла и одной из старейших кустарно-кооперативных организаций в России. Недалеко от голицынско-вязсмского промысла находилась деревня Кобя­ково. Место это упоминалось в документах еще XVI веке как небольшое сельцо, приселок села Вяземы, принадлежавшее Борису Годунову.

Ремесло корзиноплетения возникло в Кобякове одновременно с развити ем промысла в Вяземах. Мастерство передавалось от родителей к детям, и первоначальное обучение шло в семье. Плетеные изделия из ивового пру та изготовлялись на дому, но кустари Кобякова состояли в промысловом обществе и свою продукцию сдавали на его склад.

В 30-е годы прошлого века в деревне была организована Кобяково Сидоров- ская промартель, одним из видов деятельности которой по инициативе ее первого председателя П.П. Запорина стало лозоплетен ие. Поначалу чле­ны артели работали на дому, но затем были построены лозоплетельный цех и токарная мастерская, а также склад для готовой продукции. Следуя традициям мастеров старшего поколения, плетельщики промартели занимались изготовлением всевозможных предметов домашнего обихода и плетеной мебели. Кроме ивового прута (лозы), использовали соломку и привозные импортные материалы.

В первые годы Великой Отечественной войны Кобяково-Сидоровская ар­тель была реортаиизована в артель «Вязкуспром», в состав которой вош­ли, кроме Кобякова и Сидоронекого, деревни Бутынь, Сумипо, Сивково. В артели по-нрежнему изготавливали плетеные изделия, только производ­ство легло главным образом на плечи женщин и молодежи (мастера-муж­чины ушли на фронт), а основным видом продукции стало изготовление корзин для аэростатов и плетеных баллонов, которые предназначались для сбрасы ва н и я груза с самолете. В те годы в Кобя ково пришли работать С.П. Лучинин, ставший одним из лучших маегеров-плетелыциков, А.С. Багно, З.ТТ. Чернышова.

После войны возвращаются в родные места мастера плетельщики, расши­ряется объем производства, становится разнообразнее деятельность арте­ли. В 50-е годы артель (затем промколхоз, в который вошли деревни Кобя­ково, Сидоровское, Бугынь, Сивково, Су ми но, Малые Вяземы) занимается сельским хозяйством, имеет цеха по изготовлению плетеных изделий и мягкой мебели, магазины для реализации своей продукции. Мастера, трудившиеся в промколхозе с центром в Кобякове, сохраняли традици­онный народный промысел, передавая секреты мастерства и технологии изготовления плетеных изделий молодым через наставничество в цехах, в Звенигородской художественной школе, в профтехшколе. В производ­стве плетеных изделий по-прежнему использовали лозу, которую заго­тавливали в различных областях Советского Союза, а также камыш, рогоз (болотная трава), осиновую плетенку.

В 1960 году промколхоз был реорганизован в государственное предпри­ятие, а в 1968 году в Кобякове образовано экспериментальное предприятие по деревообработке и производству лозовых изделий, которое в 1971 году было переименовано в Кобяковскую фабрику. Сохранением и развити­ем традиций промысел обязан замечательным мастерам лозоплетения П.В.Свелову, В.11.3апорину,А.И. Перфильеву, И. М. Резникову, Н.ТТ. Кузнецову, С. Ф. Одинцову, И.А. Корягину, С.Н. Лучинину, В.ТТ. Душечкину.

Для изготовления плетеных изделий на Кобяковской фабрике применяли старую технологию. В качестве материала использовали кустарниковые породы ивы (ива прутовидная, пурпурная, трехтычииковая и американ­ская . Заготовленный в осенне-зимний период ивовый прут, связанный для плетения, прут очищали от коры вручную, предварительно вымочив сыр|>е в теплой воде. Этот этап обработки прута называется окоркой. По­сле окорки част ь прута сразу используется для плетения, а част ь идет на изготовление ленты. Гибкая, прочная и красивая, она позволяет мастеру создавать сложные и одновременно изящные изделия. Ленту используют для плетения мебели, завивки краев и скрепления деталей изделия. Для получения ленты высокосортный прут раскалывают по всей длине на три или четыре доли - «шины». Делают это вру чнуто при помощи колун- ка. Сначала у прута обрезают верхушку и па срезе ножом делают тройной или четвертной продольный надрез на глубину 4-5 сантиметров. В надрез вставляют колунок и с усилием ведут его по всей длине - прут раскалы­вается на равные шины. Из них при помощи уже электромеханического станка удаляют сердцевину. Теперь из ленты можно начинать плетение. Но перед началом работы ее на несколько минут замачивают в холодной воде для придания большей гибкости хранился в помещении до весны. Чтобы сделать его пригодным.

Производство плетеных изделий состоит из нескольких операций. По­сле нарезания прута или палки определенных размеров в соответствии с конструктивными особенностями предмета делается каркас - плетение донышка  корзинных изделий или изготовление каркаса из ивовой палки для мебели. Что касается способов плетения основной части изде­лия, то их существует множество. Мастера используют простое плетение, послойное, наклонное, квадрат ное (в «шашку » или «шахматку»), плетение веревочкой из двух и более прутьев, ажурное плетение (столбики, ромбы), витое, простое и комбинированное плетение из ленты. Завершает работу загибка кромок готового изделия. И здесь у мастера масса возможностей хтя творчества щя того, чтобы придать прехметуг законченный красивый вид. Готовое изделие сушат на солнце или в сухом помещении. Иногда вру чную хохлома покрывают бесцветным лаком или цветной краской. Особен­ность кобяковских изделий в том, что плетение их производится  вручную от начала и до конца одним мастером. При изготовлении одного и того же вида изделий, например, корзин, он может использовать разные способы плетения, варьировать их, что создает впечатление разнообразия ассортимента.

с: конца 1990-х годов производст вом плетеных изделий из лозы по старой технологии занимаются на Кобяковской фабрике лозоплетепия, относя­щейся к организациям народных художественных промыслов. Масте­рами фабрики освоено свыше трехсот наименований плетеных изделий. Мебель кобяковских плетельщиков, предметы интерьера и домашнего обихода, включая традиционные корзины, пользуются неизменным по­купательским спросом. И не только потому, что отличаются высоким ка­чеством, изяществом и красотой. Секрет в другом: эти изделия, от начала до конца сделанные вручную, несут какую-то особую энергетику, словно сохраняя в себе живое тепло человеческих рук. 11 потому не просто созда­ют в доме ощущение комфорта и уюта, по дарят нам радость.