+7(495) 627 69 33 +7(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com
08-03-2013

Лаковая миниатюра

08-03-2013

Лаковая миниатюра

Глубинное восприятие палехских икон и родного фольклора, знак: м тво с западноевропейским и восточным искусством, впечатления от окружающей жизни — всё плавилось в горниле творческих поисков, из которых возникал «голиковский» образ мира. Противоречивость эпохи, разрыв между поколениями ощущаются в безумном ритме миниатюр, в судорожном изломе линий, как бы покалеченных ураганным вихрем. Предварительных рисунков художник никогда не делал. Многочисленные, но никогда не повторяющиеся «битвы», «тройки», «свидания», «пляски наполнены стремительным двилсением, взрывающим пространство. Работы мастера увлекли его товарищей по бывшему ремеслу. В декабре 1924 г. в Палехе создаётся Артель древней живописи, в которую помимо самого Голикова входят такие прекрасные живописцы, как И. М. Баканов (1870—1936),

Русская лаковая миниатюра Прежде палешане много работали с деревом, естественный оттенок которого служил фоном живописи. Папье-маше и лак стали новыми материалами для художников. В палехской миниатюре цвет самого предмета служит условным пространством и входит в её палитру. В основном это чёрный цвет, но иногда используются оттенки красного, тёмно-зелёного и тёмно-синего. Поскольку в иконописи чёрный цвет связан с силами зла и потусторонним миром, мастерам непросто было преодолеть его негативное восприятие, павлопосадские платки купить перейти на новый художественный язык. В отличие от федоскинцев, писавших маслом, местные мастера, продолжая иконописную традицию, и в лаковой миниатюре использовали темперные краски иа яичном желтке. Объёмы фигур, архитектурные элементы и пейзаж прописывались золотыми пробелами — особой системой наложения линий. Несмотря на трудности первых лет суще-Золото в Палехе не только ключевой элемент техники письма артели, палешане создают весьма Это символ света, связанный ещё со средневековыми представлениями широкий ассортимент изделий. Это разнообставлениями о светлом и тёмном началах жизни. В христианской символике свет становится прообразом Божественной разные по формам и (объем-благодати. Её материальным носителем служит золото. Ныне пластины), баулы (овальные коробочки со съёмной крышкой), брошки, банки, бисер- Шницы, бочонки, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки и др. Советская тематика широко проникала в лаковую миниатюр Возможность работать в ином виде искусства, используя дореволюционные опыт и знания, побуждала художников искренне писать о новой жизни. Появляются и новые сюжеты: «Изба-читальня», «Смычка крестьянина с рабочим» И. М. Баканова, «Колхозник и единоличник» А. А. Дыдыкина, «Прежде и теперь» И. И. Зубков Суд пионеров над Бабой-ягой» Н. М. Зиновьева. Да и позднее многонаивных, пафосных работ писалось от души. Например, «Тачанк г Н. Кочетова (р. в 1 942 г.) — не иллюстрация политических событий, а обобщающий образ юности, вовлечённой в революционный вихрь, верящей в его обновляющую и очищающую силу. Не исключено, конечно, что создавались в Палехе и откровенно конъюнктурные работы, но не они отражали его лицо. В 1930-х гг. палешане как продолжатели традиций древнерусской живописи подверглись репрессиям. Ивана Ивановича Голикова неоднократно прорабатывали на собраниях, а Александр Иванович Зубков попал под «разнарядку на двух врагов народа». Специально засланные в село художники пытались научить местных мастеров писать так же, как в Федоскине. К счастью, из этой затеи ничего не вышло. Испытывая давление на своё творчество, часть мастеров перешла с актуальной тематики на сказочные, фольклорные сюжеты. К проблемам современности многие вновь вернулись во время Великой Отечественной войны, объединившей людей общей болью. Фольклор с детских лет питает фантазию палешан, а песня органично входит в структуру палехского образа. Одной из самых ярких представительниц «песенного» направления 1 940-1 950-х гг. стала Тамара Ивановна Зубкова (1917-1973), передавшая аромат своего времени в работах, созданных по мотивам таких шлягеров, как «На закате ходит парень», «И кто его знает», «На позицию девушка провожала бойца». Круг тем и сюжетов палехской миниатюры неиссякаем. Черпаются они из сказаний, мифов, народных обычаев, литературных произведений отечественных и зарубежных писателей, павлопосадские платки купить истории России. Но сказка была и остаётся главным живительным источником палешан. Недаром эмблемой их творчества считается волшебная жар-птица. Александр Васильевич Котухин первым обратился к сказкам Пушкина, и с тех пор не было и нет в Палехе ни одного художника, который бы обошёл вниманием наследие поэта. Одна и та же сказка в интерпретации разных мастеров звучит совершенно по-разному. Иногда это подробный «пересказ» эпизодов в серии работ, иногда — одна важная сцена (например, миниатюра А. Д. Кочупалова «Гонец» по «Сказке о царе Салтане»).