8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

28-03-2013

Ковроткачество

28-03-2013

 

Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.

Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка; лен, пенька, хлопок — для основы. На протяжении столетий техни­ка изготовления ковров не менялась.

В ковроделии России XVIII—XIX вв. ясно прослеживается две основные линии развития: одна из них связана с деятельностью помещичьих мастерских и фабрик, другая — с крестьянским до­машним производством и промыслами. Крестьянские ковры представляли массовую дешевую продукцию, потребляемую ям­щиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища.

Наиболее типичными для фабричных ковров конца XVIII — начала XIX в. являются плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.

Со 2-й половины XIX в. ковроделие развивалось в домашних условиях, принимая форму кустарного производства ковров на продажу, особенно в южнорусских и западносибирских районах. Здесь в селах было достаточно мастеров, шерсть была менее до­рогой, и продукция находила сбыт у местного населения. К кон­цу XIX в. изготовлением ковров начинают заниматься не только отдельные семьи, но и целые уезды.

К началу XX в. сформировались два основных района произ­водства ковров. Ворсовое ковроделие интенсивно стало разви­ваться в Западной Сибири и на Урале. Центром безворсового ков­роткачества стали Курская и Воронежская губернии.

Широкое развитие русского ковроделия было связано и с ям­ским промыслом. Ямщики использовали дешевые ковры и ков­ровые изделия для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве оде­ял для путешественников. В народе их называли попонами или каролинками. Недорогими ковриками покрывали лошадей. Боль­шую известность получило производство ковров в селе Канаши и других селах Шадринского уезда.

В Шадринском уезде производились различные виды ковров: санные, настенные, налавочники, насундучники. Наибольшую известность получили санные ковры. Их назначение — утеплять и украшать сани — определило и особенности орнамента, и тех­нику их изготовления (это ковры длинноворсовые с небольшой плотностью). Санные ковры имели необычное членение компо­зиций. Часто их рисунок делился на две части, павлопосадские платки купить при этом каждая имела свой чаще всего растительный узор. Иногда середина сан­ных ковров обрамлялась с двух сторон разными орнаментациями и колоритом, широкими каймами. Такие ковры имели подчерк­нуто декоративное решение, их узоры и расцветки придавали им не только нарядный вид, но и были видны издалека, что имело

большое значение в дальнем и длительном путешествии, особен­но в зимнее время.

Сибирские ковры отличала повышенная декоративность, ко­торая достигалась черным цветом фона и ярким цветочным узо­ром красного, синего, зеленого и желтых тонов. Небольшая плот­ность ковров делала контуры орнамента размытыми, отчего узор обретал особую живописность.

Курское ковроделие зародилось в XVII в., со 2-й половины XVIII в. оно становится промыслом. Стиль безворсового шерстя­ного курского ковра — это крупный объемный цветочный узор из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов на черном фоне. Ковры выполняются счетной (по счету нитей) техникой на ручных вертикальных станках.

Воронежский цветочный ковер имел узкую кайму по периме­тру, центральное место занимала композиция с букетами цветов, проработанных объемной светотенью. Фон использовали тем­ный — черный, темно-синий, бордовый.

Для ковров Воронежской области характерны следующие осо­бенности:

• замкнутая композиция с четко выделенной серединой и бор­дюром;

• компактное заполнение фонового пространства цветами;

• смешение в рисунках садовых растений различной формы и цвета;

• геометризованная линия рисунков-мотивов.

Композиции крестьянских ковров для быта составлялись из про­стых по очертанию ромбов, многогранников, геометризированных цветов; в крупные вписывались более мелкие аналогичных очерта­ний. Наряду с этим встречались обобщенные изображения людей, животных, птиц, вазонов. Пропорции длины и ширины ковров чаще всего, особенно ковров крестьянских, приближались к квадрату. Для окраски пряжи служили естественные красители. Цветов было немного — красный, синий, зеленый, желтый, черный. Но, исполь­зуя их сочетания, мастерицы добивались большого художественно­го эффекта — звучности красок, гармонии в рисунках.

По мере того как развивались связи России с народами Кав­каза и Средней Азии (XVII—XIX вв.), все большее значение при­обретали для ввоза в Россию и экспорта за границу художествен­ные изделия этих народов.

Ручное ковроткачество — один из видов декоративно-при­кладного искусства Дагестана. На его территории нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узо­ров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табаса­ранских мастериц.

Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встре­чаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, со­тканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пря­жи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколе­ние, от матери к дочери, сувениры и подарки оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Тор­говые связи со странами Востока и Средней Азии способствова­ли появлению ковровых изделий культового назначения — мо­литвенных ковриков.

Дербент, который в тот период был крупным торговым горо­дом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав и ку­старников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь по­лучило широкое распространение выращивание естественного красителя — марены. После многих веков развития ковроткаче­ства, уже в XIX в. по мнению ученых-исследователей, сформи­ровались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенных в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный харак­тер и высоко ценятся как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок использо­вания — около 250 — 300 лет), возможностью выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гам­мы и композиционных решений, многообразием рисунков и раз­меров.

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и вой­лочные. Основу узора дагестанских ковров составляет геометри­ческий орнамент, изображающий символические силуэты живот­ных, птиц и растительности из окружающей природы и быта. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обве­денных контурным цветом, что придает узору четкую выразитель­ность и изысканность. Своеобразен процесс создания узора, сложна техника исполнения ковров, что требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастер­ства, золотая хохлома завидного терпения и усидчивости, поскольку работа вы­полняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опыт­ные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день

вяжет около 7 — 8 тыс. узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 с. В зависимости от назначения каждый ковер имеет свое­образную структуру ткани, рисунок и колорит.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Па­рижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Изми­ра и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянны­ми экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей.

Самые ранние ковры Киргизии, хранящиеся в коллекциях му­зеев, датируются 1-й половиной XIX в. Ковры были показателем богатства владельца, говорили о трудолюбии и мастерстве кир­гизской женщины.

Отличительная особенность киргизских ковров — кайма, рав­ная полю ковра. В узорах основным мотивом был ромб или ромб с ответвлениями. В многополостной кайме обычно чередовались гладкие полосы с полосами, украшенными звездочками, состоя­щими из комбинаций мелких ромбиков.

Композиция орнамента состояла из элементов узора, которые были словно приставлены друг к другу без какого-либо ритма движения. Статика узора усиливалась приемом обводки, окан­товки фигуры более темным цветом. Цветовая гамма — преиму­щественно насыщенного красного цвета с небольшим вкрапле­нием синего, зеленого. Кистей у ковров не было.

Ковровое искусство Туркмении — выдающееся явление худо­жественных промыслов. Туркменский ковер выполнялся с при­менением особой техники — шелковых нитей, и поэтому имел шелковистую поверхность, почти как бархат. Блеск шерсти и осо­бую серебристость ковры приобретали оттого, русская матрешка что конец шерстя­ной нити в плотном ворсе был несколько расщеплен. Для дости­жения такого эффекта ковер бросали под ноги, от этого ковер не терял, а, наоборот, приобретал дополнительные качества художе­ственной выразительности. Для туркменского ковра характерен общий густо-красный тон поверхности с тусклым серебристо­седым отливом.

Ковры Молдавии выполняются в технике гладкого полотня­ного переплетения. В орнаментике преобладают растительные мотивы обобщенно трактованные — деревья, кусты, вазоны, бу­кеты. Цветовая гамма носит условный характер, не соответствую­щей природной окраске, и состоит из 5 —7 цветов. Композиция ковров непринужденная, отличается простотой, изяществом, свя­занностью всех элементов. Мотивы каймы не повторяют мотивов центрального поля, а как бы противопоставлены им по рисунку и по цвету. Кайма может быть с одной, двух, трех или четырех сторон.

Ковровое производство можно разбить на несколько основных этапов: выбор волокнистых материалов, крашение волокна и пря­жи, получение пряжи, изготовление ткани, отделка.

Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи служит грубая и полугрубая овечья шерсть весенней стриж­ки белого цвета с незначительным кремовым оттенком или свет­ло-серого цвета. Ковровая шерсть должна отличаться хорошей окрашиваемостью, достаточной упругостью, несминаемостью, способностью выдержать многократные изгибы в условиях экс­плуатации.

Наряду с овечьей шерстью в ковровом производстве применя­ется грубая козья и верблюжья шерсть, а также используется пря­жа из хлопка, льна, пеньки, джута, сизаля, котонина и кокосово­го волокна, главным образом для создания каркаса ковровой тка­ни, выработки основной и уточной пряжи.

Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От вы­бора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей — выбор того или иного способа ткачества и строение ткани. В про­цессе получения ткани происходит формирование ковров и ков­ровых изделий. Отделка придает изделиям лучший внешний вид и положительно влияет на их структурные и качественные пока­затели.

Процесс окраски волокна и пряжи имеет для производства ковров и ковровых изделий важное значение. Прочность краси­телей, гармония контрастных и мягких цветовых тонов опреде­ляют художественные достоинства изделий.

Для окраски подбираются красители светостойкие, прочные к трению и химическим реагентам, при этом должны быть учтены изменения цвета после отделки (мокрой и сухой) и химической чистки. Прежде чем применять красители, необходимо проверить образцы, соответствуют ли их цвета и качественные показатели установленным требованиям и эталонам.

Для окраски чисто шерстяной ковровой (ворсовой) пряжи еще в глубокой древности применяли естественные красители расти­тельного происхождения: крапп, марену, индиго, дрок, корку гра­ната и грецкого ореха, желтоцвет и др. Красящие вещества из­влекали из листьев, цветов, плодов, коры древесины, корней пу­тем экстрагирования и использовали с различными протравами. Из красителей животного происхождения наиболее широко при­менялась кошениль.

Появившиеся во 2-й половине XIX в. синтетические красите­ли стали постепенно вытеснять естественные краски. В настоя­щее время почти повсеместно применяются прочные синтетиче­

ские красители: кислотные, протравные, хромовые, кубовые и др.

Ковровая (ворсовая) пряжа, окрашенная синтетическими кра­сителями, проходит испытание на прочность к физико-хими­ческим воздействиям: свету, погоде, трению, воде (дистиллиро­ванной и морской), химической чистке. Высокопрочные синте­тические красители легко комбинируются и дают различные цветовые тона, из которых составляются гаммы расцветок для ковровой пряжи.

Большой интерес представляет метод крашения химических волокон в процессе формования прядильной массы, благодаря которому промышленность искусственного и синтетического во­локна может поставлять ковровой промышленности уже окра­шенное волокно. Ковровая пряжа в мотках окрашивается на вы­сокопроизводительных красильных аппаратах из нержавеющей стали с механической загрузкой и выгрузкой. Окрашенная пряжа обезвоживается (отжимается на центрифуге) и просушивается в секционных сушильных камерах, платки проходит контроль качества и поступает в приготовительный цех ткацкого производства для перемотки на цилиндрические бобины.