2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

20-09-2015

Художественная обработка стекла

20-09-2015

Древнейшие рукотворные художественные изделия из стекла ученые-исследователи, археологи находят в Египте и на месте Восточной Месопотамии, и есть предположения, что именно там были первые центры стеклоделия. Установлено, что цветное стек­ло производили в Египте, а прозрачное в Месопотамии. Пер­выми стеклянными изделиями были украшения: бусины, палочки, полоски. В XVI в. до н.э. в Месопотамии научились изготав­ливать стеклянные вазы, их фрагменты были найдены современ­ными археологами. 

В это же время секретом производства поло­го стекла овладели в Египте. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привез стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии. Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3 400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие боч­ки высотой 40 см, диаметром 27 см в широких местах и в узких 23 см. Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии.

С IX в. до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, отку­да стекло распространилось в Рим. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных целях, особенно после откры­тия производства прозрачного стекла путем введения в стекло- массу оксида марганца. Именно на рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. Хотя подобные окна отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: «Беден тот, чье жилищ не украшено стеклом». На месте раскопок знаменитой Помпеи, уничтоженной извержением вулкана Везувия, найдено немало фрагментов оконных стекол той эпохи, которыми застекляли не только оконные проемы, но и крыши бань. Первые римские стек­ла имели толщину порядка I мм. Как их изготавливали  неиз­вестно. Есть версия, что стекла отливали в плоских формах.

В то же время центром стеклоделия был итальянский город Венеция. Венецианские купцы, плававшие по всему Средизем­ному морю, знакомили итальянских мастеров с секретами сирий­ского стекольного производства и традициями исламского искус­ства. Свыше 8 000 стекольных мастеров трудились в те времена в Венеции. Власти хорошо понимали важность стекольного производства для города. В 1271 г. был издан специальный указ, в ко­тором устанавливались протекционистские меры для местного стекла и одновременно защищались секреты его изготовления: запрещался импорт стекла в Венецию, иностранным мастерам- стеклодслам не разрешалось работать в Венеции, запрещалось вывозить за границу сырье для изготовления стекла.

Вплоть до XIII в. стекольные мастерские располагались непо­средственно в самом городе и из-за частых пожаров (мастерские были деревянные) в 1291 г. их перевели на остров Мурано, нахо­дившийся в 2 км к северо-востоку от Венеции. С того времени венецианское стекло стало называться «муранским», а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла. Со 2-й половины XV в. муранские мастера стали применять в ка­честве сырья кварцевый песок, а поташ изготавливать из морских водорослей, что позволяло производить очень чистый хрусталь. К тому времени более 3 000 человек из семитысячного населения острова было занято в стекольном производстве.

В XVI в. в Италии образовался другой центр стеклоделия п ме­стечке Алы ара близ Генуи. Здесь нс было таких строгих правил для мастеров, как в Венеции, и альтарские стеклоделы с успехом рмсиространяли истые технологии изготовлении стекла европе.

Следующее развит ие технология изготовления стекла получи в 1674 г., когда англичанин Д. Ривснкрофт запатентовал новый способ производства хрусталя, призванного заменить собой муранский хрусталь. Д. Равснкрофт заменил поташ оксидом соина, что позволило получить блестящее стекло с высокими отражаю­щими свойствами. Это стекло отлично подходило для резки и гравировки.

В 1688 г. во Франции применили новый метод изготовления стекла и зеркал. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол и раскатывалось до плоского состояния. Затем заготов­ка охлаждалась и полировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивною песка. Окончательная полировка производилась фетровыми дисками. Результатом подобного процес­са стало стекло с невиданными ранее высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем се­ребра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.

История русского художественного стекла начинается в эпоху Киевской Руси в X—XI вв., когда во многих древнерусских горо­дах появились первые мастерские, изготовляющие смальты для мозаик и нехитрые женские украшения: бусы, браслеты, кольца.

Особенным достижением было цветное стекло, которое отли­чалось чертами самобытной художественности, считалось достоянием русского стеклоделия. Заслуга в этом принадлежала М. В.Ломоносову, который на своей фабрике, открытой в 1753 г. в с. Усть-Рудине Копорского уезда Санкт-Петербургской губер­нии, наряду со смальтами для мозаик, бисером, выпускал изделия из цветного стекла.

На фабрике изготавливали различные предметы быта: графи­ны, бокалы, кружки, бутылки, кубки, рюмки синего, голубого, красного, зеленого стекла с росписью золотом со строгим орна­ментом классического стиля. До середины века выпускалось и бесцветное стекло с золотой росписью. Среди мотивов можно было найти сюжетные композиции с ламами и кавалерами, символические изображения. Наличие вензелей и картушей с иници­алами придворных указывает на тех, кто пользовался этими пре­красными произведениями прикладного искусства той эпохи.

Развитие стеклоделия в России на протяжении XVIII столетия выявляет процесс формирования производства художественных изделий на базе изготовления утилитарной продукции.

Уже на Измайловском заводе царя Алексея Михайловича в конце XVII в. изготавливались разнообразные вещи, в том числе затейливые кубки. В эти царские мастерские были призваны ино­странные мастера из стран Западной Европы; они стали учителями русских стеклоделов. Технология выработки стекла и виды его отделки времен Измайлова использовались потом на других предприятиях, куда перешли и сами мастера после закрытия ма­стерской в Измайлове.

В 1-й половине XVIII в. ведущее место в стеклоделии занима­ли государственные казенные заводы, некоторые из которых временами отдавались в частные руки, как, например, князю Н. А. Меньшикову, а несколько позже, в 1777 г., князю Г. А. Потемкину. Эти заводы находились недалеко от Петербурга.

Изделия казенного Петербургскою завода, соединившеюся потом с фарфоровым, задавали тон и служили примером для многих возникавших в разных губерниях заводов. Там периодически работали иностранные специалисты и мастера, которые прино­сили с собой и технологию, и культуру богемского, саксонского или силезского стеклоделия. Русские мастера с успехом осваива ли школу, что проявилось в продуктивности развития стекольной промышленности и на периферии.

Во 2-й половине XV11I в. большинство заводов располагали передовым оборудованием и технологией выработки всех видов стекла. К этому времени иностранные мастера не привлекались, так как имелись опытные отечественные специалисты и мастера- художники. Русское стекло стало достоянием всех сословий, бла­годаря широкому выпуску доступной по цене посуды. Вместе с тем это был вид прикладного искусства, который занимал вид­ное место в культуре и высших классов, и средних сословий. Этому немало способствовала его эстетика: прозрачность и блеск стекла, способного принимать любую форму, быть хрупким и тонким бокалом или большим кубком, воспринимая различные оттенки цвета и сохраняя прозрачность. Гравировка и роспись открывали новые декоративные качества, так же как огранка и шлифовка, что давало большие возможности художникам, а кра­сивые веши оставались утилитарными, органично сочетая кра­соту и пользу.

Это привлекало к стекольному производству предпринимате­лей не только из средних сословий, купечества, но и весьма ро­довитых. Историк искусства, знаток русского стекла Н.А.Ашарина сообщает о заводе князя Г. А. Потемкина, который в 1792 г. после смерти владельца перешел в ведение казны и стал назы­ваться Императорским. Это был один из лучших заводов с широким ассортиментом изделий, которые удовлетворяли всем по­требностям дворца, в том числе и оформлению его интерьеров. Особенно красивы были разнообразные осветительные прибо­ры, люстры с Хрустальными подвесками из цветного стекла. Для украшения посулы использовались шлифовка и резьба. позоло­та. гравировка.

Период процветания завода Г. А. Потемкина князь А. М. Го­лицын открывает в 1782 г. завод в с. барятинец Рославской округи, где был налажен выпуск разнообразной посуды, в том числе и с росписью работал около пяти лет.

В 1790 г. в Калужской губернии генерал-аншеф граф Ф. Г. Орлов основал завод, где вырабатывались простое стекло и художествен­но оформленная росписью посуда из бесцветного стекла: выпу­скались изделия из цветного стекла. Формы изделий и их декор ориентировались на художественное стекло западноевропейского производства.

Одно ИЗ первых мест в стекольном деле занимает семья Маль­цевых, заложивших уже в середине XVIII в. фундамент для основательного производства стекла. В начале династии стоит Васи­лий Мальцев, который в \723 г. стал компаньоном владельцев можайской фабрики, выпускавшей оконное стекло и бутыли. С 1730 г. он стал единственным владельцем завода, пригласив трех богемских мастеров, чтобы наладить производство хрусталя, вы­сокосортною стекла. В 1740 г. завод отмечался как образцовый и хорошо оборудованный. К этому времени иностранных мастеров не было — работали свои опытные мастера. После указа 1/47 г, разрешавшего строительство стекольных заводов не ближе 200 верст от Москвы, управляющим завода сыновьям Мальцева Аки­му и Александру пришлось перевести фабрику в Трубчевский уезд Белгородской губернии (ныне Брянская область) и в уезды Владимирской губернии. На этом этапе стекло мальцевских за­водов отличалось высоким качеством, разнообразием форм и украшений посуды. На протяжении 2-й половины XVIII в. пред­ставители семьи Мальцевых значительно расширяют свою дея­тельность, открывая все новые стекольные заводы: Ралицкий, Дятьковский, Владимирский. Высокое качество мальцевского стекла приносило известность, многое делалось по заказам, о чем говорят (равированные на изделиях инициалы, вензеля, гер­бы, надписи.

Мальцевы были не единственными производителями стекла. В 174Х г. братьями Немчиновыми была открыта в Смоленской губернии «хрустальная и стеклянная фабрика», где делались худо­жественные изделия, которые оформлялись крепостными масте­рами. Позднее семья Немчиновых открывает и другие заводы на границе с Калужской губернией. Наиболее изысканные веши из прекрасного качественного стекла относятся к заводу времен ЕМС" льяна Немчинова. Посуда изготовлялась главным образом по за­казам.

В 1763 г. А. И. Бахметьевым в Пензенском уезде был основан ешс один известный впоследствии центр русского стеклоделия. Известно, что здесь работал один из мальцевских мастеров  гра­вер. Выпускалось цветное стекло с золотой изящной росписью.

Важная роль в возрождении отечественного художественного стеклоделия принадлежит экспериментальной лаборатории, осно­ванной при Ленинградской зеркальной фабрике, руководила ла­бораторией известный скульптор В. И. Мухина. За короткий срок было создано более трехсот новых образцов изделий, многие из них были взяты за основу крупными стекольными предприятия­ми России и выпускаются до сих пор. Дальнейшему развитию стеклоделия помешала Великая Отечественная война. После вой­ны основная роль в возрождении отечественного стеклоделия принадлежит Ленинградскому заводу художественного стекла, об­разованному на базе лаборатории В. И. Мухиной. На заводе осваи­вается производство сульфид-цинковых стекол, дающих широкую палитру цветов и оттенков: желтых, зеленых, бирюзовых и т.д. Институт стекловолокна в Гусь-Хрустальном разрабатывает метод отделки посуды цветными нитями стеклоткани, сходны­ми с венецианскими нитями. И наконец, на Гусевском заводе осваивается крашение хрусталя редкоземельными элементами. Хрусталь может быть уже нежных цветов  от светло-лилового до бледноголубого (долгое время секрет такой окраски был мо­нополией одной из чехословацких фирм).

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из конто­рой его делают. Шихта это смесь песка, поташа и оксида свин­ца. Как раз наличие последнею и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при температуре свыше 1500 *С. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько че­ловек.

У печи работают мастера-выдувальщики, наборщики и прес­совал. Выдувальщики снабжены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берется капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера-наборщика — наборная трубка. С ее помощью он набирает из печи необходимое количе­ство стекломассы и подносит ее к мастеру-прессовальшику, ко­торый управляет пресс-формой после того как изделие выдувается и ему придается необходи­мая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1,5 ч температура снижается с 700 до 40 — 50 *С.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть из­делия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Изделия из стекла, поверхность которых украшена веточками «инея», называются к ракле. Такой декор получается в результате погружения разогретой докрасна заготовки-полуфабриката в хо­лодную чистую воду или в мокрые опилки, после чего изделие вновь нагревают. Вследствие резкой смены температур поверх­ность стекла растрескивается и покрывается рисунком, напоминающим о ней. Глубина образующихся трещинок зависит от дли­тельности погружения обрабатываемого изделия в воду или в опилки.

Такой рисунок можно наносить как на наружную, так и на вну­треннюю поверхность сосудов. В России на рубеже XVIII—XIX вв. сложилась своя националь­ная традиция украшать гладкие стеклянные изделия алмазной гранью.

Основу орнамента составляли большое солнце с множеством исходящих из центра лучей и прорезные глубокие канавки, рас­положенные в определенном порядке. Для начала на изделие на­носили разметку, после разметки ставили на конвейер и отправ­ляли от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивает­ся на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подается вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют и, если необ­ходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. Су­ществует несколько видов алмазной резьбы: ананасная ребриковая, репкой, горошиной, островерхая и многие другие.

В стеклоделии, помимо декорирования, широко используется такой способ оформления изделий из стекла, как живопись. Как известно, живопись по стеклу представляет собой украшение предметов из стекла с помощью красок различных оттенков. Красками можно наметить и линии отдельных деталей того или иного рисунка, рельефно выступающего над поверхностью изделия. Для этого нужно овладеть техникой выполнения росписи по стеклу.

К 1 в. н. э. относится и возникновение способа декорирования стеклянных сосудов с использованием золотой фольги. Впервые этот способ применили в Александрии, и заключался он в сле­дующем. Из фольги вырезали орнамент, накладывали на стенки сосуда, который затем вкладывали в другой, из бесцветного стек­ла. При этом два сосуда предварительно изготавливали так, что­бы внутренний сосуд плотно подходил к внешнему.

Изделия из стекла и хрусталя часто отделывают разноцветны­ми эмалями. При этом сначала поверхность покрывают легко­плавкой краской, а уже затем накладывают эмаль. Делают это по­тому, что эмаль, по сравнению со стеклом, достаточно тугоплавкий материал. Для того чтобы выровнять коэффициент плавле­ния, необходим материал с промежуточным показателем. Таким материалом и является легкоплавкая краска. После нанесения на поверхность краски или эмали изделие хорошо отжигают.