8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

31-03-2013

Холмогорская резьба

31-03-2013

Холмогорская резьба

Холмогорские изделия из кости были известны еще в 14-15 вв. Благоприятные условия для развития здесь косторезного промысла сложились исторически. Добыча моржовых клыков со­ставляла исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. В тундре добывали ископаемую кость — «голубую», т.е. бивни мамонта, ценившиеся наравне с клыками моржей.

Бивни мамонта и моржовые клыки имеют сходный химический состав, отличаясь количеством компонентов, а также физическим строением. Бивни при продольном распиле имеют слои в виде пе­реплетающихся полосок, напоминающих рисунок продольного распила дерева. При поперечном распиле кости бивня видна сет­ка переплетающихся слоев, что дает материалу особую прочность, эластичность. Под резьбу рельефных, ажурных пластин употребля­ют куски бивней, распиленные по долевым волокнам.

Известно, что царь Алексей Михайлович посылал в Холмото­ры заказы на выполнение гребней, чарок, посохов из кости. Хол­могорские резчики виртуозно владели многими техническими приемами: гравировкой, ажурной резьбой «на проем» высокорельефной и низкорельефной, умели окрашивать кость в коричне­вый и зеленый цвет. Мастера выполняли тончайшую работу, соз­давали миниатюрные рельефные композиции с детальной про­работкой формы.

Чтобы создать художественное оформление изделиям — шка­тулкам, ларчикам или изготовить украшение — бусы, колье и др., мастеру необходимо продумать форму, конструкцию, орнамен­тальную композицию.

Началом работы является заготовка гладких пластин из кости. Распиловка кости производится на станке или специальной пи­лой. Напиленные пластины выравниваются по контуру, шлифу­ются и полируются. На поверхность готовой пластины каранда­шом или через копировальную бумагу наносится рисунок, кото­рый закрепляется тонким слоем лака.

Гравирование выполняется специальным инструментом — штихелем  угол заточки которого должен быть острым. Его ис­пользуют не только для выполнения рельефной резьбы, но и объ­емной. Исполняя гравировку штихелем, мастер производит дви­жения от себя влево и вправо относительно поверхности, делая разные силовые нажимы, добиваясь живописности линии. Гра­вированный таким образом растительный орнамент на поверх­ности (стебель, листик, лепесток цветка) может иметь линии раз­ной толщины, с помощью затирания восковыми красками (зеле­ной, черной, черно-синей, красной, охрой) рисунок приобретает необыкновенную живописность.

Рельефная резьба подразделяется на низкорельефную (баре­льеф), высокорельефную (горельеф) и рельефное изображение. Брошь «Семья оленей»

углубленное в фон. Плотность материала (кости) дает возможность очень тонкой проработки рельефа. Для удобства процесса резьбы применяется деревянная плашка, на верхней плоскости которой выбирается углубление меньше тол­щины костяной пластины. Пластина с рисунком вкладывается в углубление и придерживается пальцами левой руки, русские сувениры штихель дер­жится в правой руке. При резьбе обязательно учитывается на­правление слоев кости. После углубления, выборки фона штихе­лем или стамеской выравниваются линии орнамента, уточняются плоскости его деталей. Сначала срезаются лишние объемы, вы­пуклости, шероховатости, затем готовая резьба зашкуривается, не повреждая мелкие детали, шлифуется, полируется светлой ме­ловой пастой зубной щеткой. После этого изделие промывается водой, натирается сухой тканью (фланель, фетр) и просушивает­ся на воздухе.

Для выполнения ажурной резьбы на подготовленную костя­ную пластину мастер наносит рисунок и в местах удаления фона просверливает отверстия небольшой ручной дрелью. Затем кость режется и пилится тонкими надфилями или лобзиком с мелкой пилочкой. Просверленные отверстия на пластине расширяются в зависимости от рисунка различными по профилю и размеру втиральниками (инструмент для выполнения тонкого и точного ажурного орнамента), которыми двигают по направлению сверху вниз. Прорези орнамента получаются точными, не требующими доработки. Следующий этап — пластическая проработка орна­мента, которая выполняется с большой осторожностью, чтобы не продавить тонкий ажур орнамента.