8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

02-07-2016

Хохломская роспись

02-07-2016

Новое направление искусства Хохломы получи­ло признание не только в России, но и за границей. В одной из корреспонденций с Нью-Йоркской вы­ставки (1939) сообщалось, что к стендам» на кото­рых размещены хохломские изделия, «невозможно пробиться. В 1940 году более семидесяти процен­тов продукции артели «Экспорт» было закуплено зарубежными фирмами. Однако вскоре творческие поиски на промысле были остановлены: началась Великая Отечественная война.

Художественное производство оказалось в трудных условиях, ушед­ших на фронт мастеров сменили девушки, окончив­шие семеновскую Школу художественной обработ­ки дерева. С тех пор росписью хохломских изделий занимаются преимущественно женщины.

С открытием в 1964 году межрегиональной лаборатории появилась возможность расширять и совершенствовать ассортимент массовой продукции предприятия. Главный художник фабрики и заведующая лабораторией Н. П. Сальнико­ва считали основной задачей творческих экспери­ментов создание вещей практичных, удобных в быту и при этом несущих в дом праздник, сохраняющих качество, извечно присущее народному искусству: гармонию утилитарного и эстетического начал. Эти идеи проводят в жизнь и современные руково­дители творческого коллектива Г. И. Иванова и В. G Дашкова, привлекающие к разработке новых образцов хохломских изделий наиболее авто­ритетных специалистов художников, токарей, резчиков по дереву. Хохлому купить вы можете посетив наш магазин.

Сегодня ассортимент семеновских сувениров как никогда разнообразен, он насчитывает около тысячи наименований. Здесь есть предметы сувенирного и декоративного назначения, но значительную часть составляет деревянная посуда: миски, чаши хлебницы. кружки, солонки, хозяйственные комплекты и самые разные столовые наборы — для ухи, ок­рошки, пельменей, блинов и пирогов, для ягод, ква­са, меда и других традиционных русских угощений. Благородством форм, тонкостью и чистотой токар­ной работы отличаются изделия, созданные В. Г. Жарчиковым. Блестящий мастер своего дела В. Ф- Санни­ков может не только точно исполнить заданный художником образец, но и предложить новую инте­ресную трактовку темы. Некогда незаслуженно забытые, возрождаются к новой жизни и праздничные сосуды русской стари­ны — точеные братины, массивные долбленые чаши, резные ковши. На выставках нижегородских худо­жественных промыслов в Москве (1997), Петербурге (2001) и Нижнем Новгороде (2000) уверен­но выступали семеновские резчики по дереву, продолжающие традиции исконного заволжского ремесла. Редкостное умение выдалбливать огромные чаши из цельного куска дерева демонстрировали А. М. Новожилов и И. В. Тарелкиы.

Три десятилетия назад зрители восхищались ков­шами-птицами знаменитого резчика М. А. Угланова. Сегодня это направление семеновской резьбы пред­ставлено целым рядом имен его последователей. Среди них С, Б. Волин автор ковшей Царь-Султан. Павлин с короной, Лебедь, силуэты которых изящны а линии плавны и спокойны. Лебеди П. В. Тарелки на другой породы: романтичен образ лебедя, бьющего крылами. царственна осанка лебе­душки в композиции Семейство лебедей, где при всей декоративности резных форм у каждого «персонажа* свой особенный характер. В творчес­ком арсенале талантливого мастера — ковши-кони- ладьи и традиционные утицы с навесными ков­шичками. Покрытые эффектными золотыми узора­ми Кудрины или фонового письма, они служат великолепным украшением интерьера.

Для современного интерьера семеновские худож­ники разрабатывают различной конфигурации вазы и декоративные панно, резные футляры для часов (автор И. В. Тарелкии). детскую мебель, журнальные столики и столики-подставки пол цветы. Легкая, удоб­ная хохломская мебель создает в интерьере праздничное настроение. В этом отношении замечателен гарнитур для приемов Торжеств — строгий и сказочный одновременно, с резными и точеными деталями. вы­полняющийся в драгоценном колорите. Его проект принадлежит генеральному директору ПХО «Хохломская роспись Николаю Васильевич Короткову, который, как и его предшест­венник на этом посту С А. Демидов, успешно освоил вторую профессию — дизайнера форм хохломской посуды и мебели художник России, очень любили травный узор я душевность. за то, что он, как автограф, раскрывает индивидуальность мастера. Она с удовольствием ра­ботала нал формами крупных чаш и мисок, близких крестьянской посуде, и часто сама расписывала их нарядным травным орнаментом со старинным пряником на дне чаши.

Среди современных художниц. владеющих травным письмом, изяществом живописной ма­неры выделяется В. К. Швецова. Она украшает круг­лые панно прихотливо и отгибающей веточкой, обросшей черными и красными веерами кудрявых трап, на дне чаш помещает цветок-солнышко, а на бортиках — гирлянды усы­панных бисером черных ягод и росписи с алыми цветами и птицами на поле привлекают каллиграфической отточенностью рисунка и деко­ративной красотой у юра. Нельзя и виртуозным «верховым» письмом Т. А. Белянцем под се кистью из легких, стремительных маз­ков возникают чудесные киноварные цветочки-ко­локольчики. мелкие шишечки и ягодки, курчавые листики, сквозь которые, словно солнечный свет си­яет золотой фон.

Среди современных художниц, владеющих «травным» письмом, изяществом живописной манеры выделяете М К. Швецова. Она  укрупняет круг­лые панно прихотливо и згибающеися веточкой, обвешеной черными и красными веерами кудрявых трав, на дне чаш помещает цветок-солнышко, а на бортиках гирлянды из кустов паяных бисером черных ягод. Ее росписи с алыми цветами и птицами на золотом поле привлекают каллиграфической отточенностью рисунка и деко­ративной красотой узора. Нельзя не залюбоваться . виртуозным «верховым» письмом Т. А. Белянце под ее кистью из легких, стремительных маз­ков возникают чудесные киноварные цветочки-ко­локольчики» мелкие шишечки и ягодки, курчавые листики, сквозь которые, словно солнечный свет, си­яет золотой фон

По-новому зазвучали образы родной природы и в росписях ка цветных фонах Художницы Л. П. Кляшова и П. Е. Щербакова напали вводить в свои ком­позиции сочные ягоды малины, земляники, гроздья рябины, полевые цветы. Эти мотивы сегодня живут в творческой интерпретации Н. И, Глинкиной, А. Д. Лопаткиной, Г. И. Делаткевич, чья манера всегда узнается по необычной плотности узоров и тщательной прорисовке деталей. Красные, оранжевые ягоды и золотые листья в их работах ярко горят на глубо­ком бархатно-черном фоне, а крохотные желтые цветы-звездочки, дополняя орнамент, вносят в рос­пись лирическую ноту. Поэтичен образ цветущего луга с золотыми ромашками, затерявшимися среди густых трав, в росписи кадочки с навесными ковшами С. А, Тороповой,

Фоновое письмо — самое популярное у семе­новских художниц благодаря своей эффектности, техническим и колористическим возможностям. Часто источником вдохновения для них становятся старинные образцы русского декоративного искусствх ситцы и шали, драгоценные ткани и золотое шитье, узоры чеканных серебряных окладов и резьбы по дереву. Склонность к фантастическим образам, наметившаяся в семеновских росписях еще в довоенный период и ярко проявившаяся в 1970—1980-х годах в произведениях Н. И Ива­новой и Н. В. Морозовой, сформировалась сегодня в особое направление, на разные лады варьиру­ющее мотив сказочного сада с экзотическими цве­тами и диковинными птицами.

В творчестве Г. И. Ивиноной восприя­тие мира сочетается с неожиданностью смелых коло­ристических решений. Ритмы ее росписей спокойны, рисунок классически строг и тонко проработан в деталях. Пышная золотая ветвь с крупными цвета­ми то плавно огибает поверхность поставка, то ло­жится на алые бортики долбленой чаши овальным золотым венком, сквозь который на дне сосуда про­свечивает изумрудный лужок. Желтые «фонтанчи­ки» трав, заполняющие промежутки узора, смягча­ют цветовые контрасты.

Особой разновидностью письма на цветных фонах является Кудрина. Орнамент, состоящий из золотых завитков, известный еще в XIX веке и возрожденый в 1930-е годы, в исполнении современных мастеров приобрел чрезвычайно изысканный характер, отвеча­ющий изящным формам семеновском посуды. Своим расцветом сегодня он обязан таким виртуозам роспи­си, как Н. Н. Солоницына, В. К. Швецова. Р. Н. Нечае­ва, Н. И. Глинкина, И. А. Фролова, С А. Торопова. На расписанных ими предметах словно золотое кру­жево мерцают четко округленные узоры из вью­щихся веточек, нежных кудрявых листиков круглых цветов-звездочек и розеток. Ритмично чередующиеся золотые пятна узоров изобретательно украшены и декоративными «разживками».  Иногда художницы (Нечаева, Глинкина) ограничивают палитру росписи черным цветом и золотом и оттеняя кончики листиков и лепестков тонкими чер­ными штрихами, добиваются сходства  посуды с произведениями ювелирного искусства.

В последние годы на предприятии замечен твор­ческий рост молодых художниц. Работаы М. Л. Ива­новой, композиции с Кудриной О В. Ралумовой и Л А. Зайцевой, «фоновые» росписи Л. Е. Рябксиюк. лирические миниатюры Т. А. Салгыгинои обращали на себя внимание на выставках «Молодые дарова­ния» (Москва, 1996—2001 экспонировались на рес­публиканских и международных художественных выставках в Нижнем Новгороде» Москве. Берлине. Ганновере (2000), Санкт-Петербурге (2001 Фор­мируется новый тип народного мастера — эрудиро­ванного живо интересующегося историей, духовной и художественной культурой России и своего края. Молодежь изучает наследие хохломского про­мысла. мечтает о возрождении в Семенове иконописного ремесла: организованная в 1994 мастерская этого направления успешно работает под руководством М. Ю. Майоровой получившее образование в Московском художественно-промышленом училище имени М. И. Калинина и в Троице-Сергиевой лавре. И каждую осень наполняется звонкими голосами Семеновский художественный лицей, готовящий мастеров хохломской росписи. Сюда попрежнему приезжают учиться дети из раз­ных городов и сел России: так велика притягатель­ная сила искусства Хохломы.

Хохлому купить вы можете посетив наш магазин.