2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

06-03-2013

Хохломская роспись

06-03-2013

Хохломская роспись

Современный город Семенов — один из немногих городов заволжской стороны, который получил всемирную известность как центр хохломской росписи. Произведения с уникальной по своей значимости хохломской росписью оказали большое влияние на развитие русского народного декоративно-прикладного искусства благодаря тому, что в них нашли яркое выражение народные представления о красоте и своеобразии русских национальных особенностей предметов быта.

Предполагают, что временем возникновения искусства хохломской росписи была 2-я половина XVII и начало XVIII в. После церковных реформ в глухих керженских лесах нашли убежище старообрядцы, противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Бежали сюда от расправы и участники Соловецкого старообрядческого бунта. При переселении старообрядцы-раскольники привезли с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Используя иконописную технику золочения дерева, они стали расписывать деревянную посуду, матрешка купить которая в дальнейшем стала называться хохломской. Уже к середине XVIII в. хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. В промысле утвердилось своеобразное разделение труда. Токарное ремесло отделилось от красильного. В одних селеньях заготавливали древесину, в других работали токари, в третьих — расписывали изделия. Росписью занимались в основном мужчины, женщины и дети выполняли подсобные операции — грунтовку, олифление. Яркие узорные золотистые чаши и братины выставлялись рядами на волжском берегу и сверкали на солнце. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и далеко за ее пределы. Совершенны и оригинальны по скульптурному решению и формы крестьянской посуды: чаши, ложки, миски, солонки, ковши. Наибольшим спросом пользовались ложки, чаши, миски и солонки. Одинаковая по названиям посуда весьма различалась по форме и размерам. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими. Самыми крупными были артельные чаши. В собрании Государственного исторического музея, например, хранится чаша для бурлаков высотой в 20, а диаметром в 62 см. Близкими к ним были миски, которые служили и для вторых блюд, и для питья. Из маленьких чашек — размером до 10 см в диаметре — кормили детей. Блюда делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Они были праздничной посудой — в них подавали на стол блины, рыбу, пироги. Более плоские чаши служили для «заедок»: пряников, орехов, сладостей, — а также для подношений к столу чарок с напитками. Подготовка изделий к росписи требовала длительного технологического процесса, который включал в себя четыре этапа: грунтовку, шпатлевку, олифление, лужение. Грунтовка закрывает все поры в древесине и создает водонепроницаемую оболочку. Шпатлевка закрывает неровности, сучки и мелкие трещины, оставшиеся после работы токаря. Олифление применяют для последующего покрытия изделий алюминиевым порошком. Для этого изделие покрывают олифой тремя слоями и просушивают до слабого «отлила». Последний этап — лужение, покрытие липкой поверхности алюминиевым порошком — придает изделию блестящий, ровный цвет серебра. В давние времена для окраски деревянной посуды использовали порошок серебра, который считался дорогим материалом. Поэтому в XVIII—XIX вв. чашки и братины были украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Мастера золотили обычно горловины и плечики изделия, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент. С 1-й половины XIX в. произошли большие изменения в искусстве хохломской росписи. В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, соло- ниц, поставцов в золотистый цвет. Для получения «золотого» цвета хохломской расписной посуды ее покрывают 2—3 раза масляным лаком. После первого покрытия лаком изделия сушат в печи более двух часов при температуре 120—130 °С. Под воздействием температуры лаковая пленка желтеет, «серебро» обратится в «золото», а расписная деревянная посуда станет похожа на позолоченную. В орнаменте хохлома окончательно утверждаются два вида письма, так как они позволяли наиболее эффектно использовать «золотую» окраску фона: «верховое» — травка, пряник, под листок, березка, растительно-травный; «фоновое» — фон, древко, Кудрина, славянская вязь. У «верховой» росписи есть давние исторические корни, связанные с языческими верованиями земледельцев, их поэтизацией окружающего растительного мира. Отсюда в рисунках постоянно присутствуют темы цветения, плодородия природы. При выполнении «травного» письма в центре блюда часто писали розетку-«бегунок» — символ солнца. Вместо него могли помещаться и многолепестковые цветы-розетки. Их разбросанные от центра алые мазки-лучи как бы символизировали жизненную силу солнечного тепла. Мастера назвали это письмо «пряник». Письмо «пряник» исполнялось мастером без какого-либо предварительного рисунка, свободно, «от руки». Гибкая, изящная «травная» роспись выразительно подчеркивает форму расписываемого предмета. Главное — умение художника импровизировать, виртуозно владеть кистью, фантазировать по ходу рисунка. Во 2-й половине XVII—XVIII столетия особой популярностью пользовались изделия с росписью «под фон», которые напоминали узоры на дорогих головных платках и ситцевых тканях. Роспись «под фон» по своей графической технике напоминает орнамент черненого серебра. Ею расписывали праздничную посуду — большие блюда, панно, чашки, вазы, матрешка купить пивные кружки. Так, на дне чашки писали букеты из золотых роз или лилий с крупными листьями и бутонами, бортики посуды опоясывались рисунком в виде широкой цветочной каймы. Красочная гамма росписи, в которой черный фон нередко сочетался с красным, желтым, зеленым, усиливала общий колорит декора хохлома, имея сходство с ситцевой тканью. Наиболее сложным видом хохломской росписи является «Кудрина». Название «Кудрина» объясняется тем, что мотивы этой росписи состоят из округлых завитков, похожих на кудри. Исторически «Кудрина» во многом берет свои истоки в декоративной культуре русского барокко. Узоры, образованные из золотых завитков, можно встретить в чеканных окладах икон, заставках рукописных книг XVII столетия. На формирование этого типа росписи оказало влияние искусство резьбы по дереву, которой украшали свои дома мастера Заволжья. Для формирования хохломского орнамента большое значение имел смелый кистевой мазок, который становился одним из основных элементов травного узора. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, выполненных свободно, без предварительной разметки рисунка. Исполнение росписи таким приемом вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент с учетом экономии затрат труда. Травный орнамент был особенно любим мастерами хохломской росписи. В растительных узорах, со скромными полевыми цветами и не сложными по рисунку листом и ягодкой, нашло отражение поэтическое восприятие крестьянином природы. Мастерами утверждаются характерные для этого вида искусства черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Композиция травного орнамента отличается четкостью построения. Ведущим мотивом «травного» орнамента является волнообразная вьющаяся ветвь. По главной ведущей линии мастер быстрыми свободными движениями руки тонкой кистью наносит на поверхность изделия легкие мазки, которые превращаются в тонкие осечки, травинки, капельки, завитки и создают определенный ритм в узоре. Скупыми художественными средствами — красной киноварью, черной, зеленой и желтой краской — мастера создают яркие, матрешка купить выразительные, но в, то, же время лаконичные и обобщенные декоративные орнаментальные композиции. Со временем «травная» роспись обогащалась новыми растительными узорами. Их красочная гамма стала разнообразней за счет введения новых цветов — оранжевого, коричневого, охристо-желтого, золотисто-зеленого. Менялся и сам рисунок. Узор наносился черной краской на поверхность деревянного изделия, покрытую серебристым оловянным порошком. Наметив рисунок узора, художник делал так называемую «отписку», т.е. закрашивал фон между элементами рисунка. Контуры орнамента — стебли, листья, цветы, ягоды — оставались блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи «разживляют», обогащая дополнительными деталями: в цветах тычинками, на листьях прожилками. В промежутке между листьями, цветами и крупными ягодами по самому фону размещают травинки и гибкие «усики» с мелкими ягодками, которые выполняют не кистью, а специальным цггампиком, называемым художниками «тычком». В традиционный узор художники вписывают резвящихся рыбок, порхающих птиц, бабочек, сказочных певуний с золотым оперением жар-птиц. «Кудрина» является разновидностью «фоновой» росписи. Как и в фоновой росписи, на поверхность изделия наносился контур узора «Кудрины» тонкой линией одной толщины. Фон внешней стороны узора закрашивался черной или красной краской, при этом проявляя весь узор. Внутри орнамента для придания ему большей выразительности выполнялись разнообразные тонкие «разживки». В «Кудрине» они очень разнообразны. Необычны и сами цветы, которые часто носили фантастический характер. Иногда в силуэт лепестков и листьев вкрапливались яркие цветовые пятна, матрешка купить композиционно объединяющие орнамент и фон. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотой цвет, который придает росписи особую торжественность. В конце XIX — начале XX в., когда в декоративно-прикладном искусстве господствовал стиль «модерн», в «Кудрине» появились новые мотивы: фантастические цветы, розетки с овальными золотыми лепестками, с желтыми и красными сердцевинами — «глазочками», «индийским огурцом», «павлиньим пером» и другими элементами, навеянными мотивами восточных тканей. Несмотря на разнообразие, в каждом из видов росписи можно заметить общие черты: обязательное присутствие растений, символизирующих природу; умение при ограниченной цветовой гамме создать впечатление многоцветья. В хохломских узорах видна любовь к природе, с которой была неразрывно связана вся деятельность крестьянина, умение показать ее в ярких и выразительных, но в то же время лаконичных и обобщенных декоративных мотивах.