8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

16-03-2016

Гжельский керамический промысел

16-03-2016

ГЖЕЛЬ - ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖЕ­СТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ, СЧИТАЕТСЯ РОДИ­НОЙ РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ. Местом тради­ционного бытования народного художественного промысла, называемого «Гжель», является тер­ритория современного Раменского района Мо­сковской области, что в 60 километрах от столи­цы. В пределах этой местности, в прошлом относящейся к богородскому и Бронницкому уездам Московской губернии, исторически сложился и развивался в деревнях и селах керамический промысел. Свое название он получил по наименованию одного из них - старинного села Гжель на берегу реки Гжелки. Уникальное местонахождение местных глин, выходящих на поверхность, дало начало гончарству. Эти глины исстари использовались для изготов­ления разнообразных керамических изделий.

Известно, что с XVII века гжельские крестьяне производили поливную посуду и игрушки, освоили изготовление «мурав­леной» посуды, не пропускавшей воду. Прозрачную глазурь зеленоватого или коричневатого цвета называли «муравою», а соответствующие изделия - муравлеными, в цвет травы-му­равы. Изготовляли в Гжели и кирпич, архитектурную керами­ку, гончарные трубы.

Крупнейшим рынком сбыта была Москва, куда вывозили гли­ну и ютовые изделия. Близость огромного культурного и тор­гового центра оказывала на гжельских мастеров мощное влияние, задавая моду и формируя спрос не только на посуду, но и другие, более сложные в исполнении предметы бытового и церковного характера. Новые изделия быстро становились образцами для подражания, варьируясь у каждого мастера по­ своему.

Гжельский район в XVIII веке стал центром широкого произ­водства майоликовых, а на рубеже XVIII-X1X веков полуфаянсовых, фаянсовых и фарфоровых изделий, развивавшихся на основе традиционного искусства. При этом гончарное произ­водство продолжало жить в виде мелких крестьянских семей­ных мастерских. В 70-х годах XIX века в гжельской местности работало 177 гончарных заведений, из которых 121 горшечные, 19 фарфоровые, 37  живописные, исследователи указывают, что в одной деревне могли уживаться рядом как семейные «заводики», так и крупные мануфактуры или фарфоровые фабрики, на которых работали десятки на­емных расписчиков фарфора и игрушечников, полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

Первые образцы русской майолики начали производить на «Ценинной и табачных трубок фабрике», открытой купцом Афанасием Гребенщи­ковым в Москве, где по найму работали и гжельские мастера. Усвоив се­креты мастерства, они по возвращении домой открывали собственные майоликовые заведения, внося в технологию производства усовершен­ствования. Квасники и кумганы со скульптурными фигурками, кружки- шутихи, кувшины, соусники, супницы, чайники, чашки, кружки, та­релки, чернильницы, солонки, игрушки мастера украшали цветочными мотивами, изображением необычных птиц, листьев, трав, фантазийных построек. Быстрый контурный рисунок раскрашивался кистью синим, жёлтым, коричневым и зелёным цветами, выполненными красками на основе окислов металлов кобальта, меди, железа, марганца по сырой эма ли. Изображение иногда дополнялось надписью и, что было нехарактерно хля произведений народного искусства, именем мастера.

Гжельские мастера экспериментировали с составом местных глин, создав на рубеже ХХ/111-Х1Х веков близкий к фаянсу материал, названый полуфаянс или «простой» фаянс, который производился до 80-х годов XIX сто­летия параллельно с фарфором и фаянсом. Полуфаянсовые изделия имели белый пористый черепок и украшались подглазурной свободной кистевой росписью геометрическими узорами и условными многокрасочными мо­тивами листьев, цветов, бутонов, характерными для майоликовых изде­лий. Начиная со второго десятилетия XIX века в росписи доминировал только синий цвет. Выразительность изделиям придавало разнообразие мотивов растительного и геометрического характера, манеры исполне­ния и вариативность тонов кобальтовой краски.

В конце XVIII столетия в моду начал входить тонкий фаянс, белизной по­хожий на фарфор, который свел к минимуму производство майолики. Фаянс обладал более высокими техническими качествами: прочностью, крепостью глазури, а его относительная дешевизна вытеснила более тру­доёмкую в исполнении, непрочную майолику.

С 30-х годов XIX века в Гжели наступило время расцвета про­изводства тонкого фаянса. Он изготавливается как на мелких крестьянских предприятиях, так и на крупных, как, напри­мер братьев Барминых, Гулиных в деревне Фрязино, Федора и Петра Тереховых и Афанасия Киселёва в сазе Речицы. Изделия завода Тереховых-Киселева, благодаря технологическим усо­вершенствованиям Киселева и искусству живописцев и ма­стеров, принесли гжельскому фаянсу заслуженную славу. Сам завод оставался крупнейшим производством региона до конца столетия. До наших дней сохранились предметы столовых сервизов, чайной посуды гжельских «фабрикантов», выпускавших фаянс, - Барминых, Рачкиных, Самсоновых, Фомина, Храпунова, Новых и других. Фаянсовые изделия от­личаются высоким качеством материала и разнообразными техниками украшения - рельефами, цветными поливами, люстром, полихромной росписью, «мраморной массой», а также механическим печатным рисун­ком. Внедрение способов, свойственных промышленной организации производства, позволило значительно увеличить выпуск изделий, и фа­янс перестал быть привилегией аристократов, получил широкое распро­странение в повседневной жизни.

Известно, ч ю особая гжельская беложгущаяся глина послужила основой дд Виноградову создателю русского фарфора - для изготовления в 1748 на Императорском заводе в Санкт I петербург первого отечетвенного фарфорового изделия «ставка» - небольшой емкости с крышкой.

К середине XIX века производство фарфора в Гжели достигло наивысшего расцвета. Один из первых заводов был построен в 1810 году крестьянином села Новохаритопово Я.В. Кузнецовым с сыновьями. В 1832 юду его сын Терентий основал свой завод в Дулове (тогда Владимирская губерния), а затем на окраине Риги. Так начиналась империя Кузнецовых, которые владели к концу столетия восемнадцатью заводами, из которых четыр­надцать находились на т ерритории Российской империи. В1889 году было учреждено Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова с правлением в Москве. На заводах Кузнецовых, сохранявших традиционные мотивы, приемы и навыки руч ной кистевой росписи, работали мастера из Гжели.

Мастера грудились по найму на новых фарфоровых заводах, а по возвращении домой открывали собственное дело. Посте­пенно секрет технологии фарфора распространился по всей Гжели. Здесь работало более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более сорока живописных заведений, мастера кото­рых забирали на фабриках «белье» - неокрашенные формы, расписывали, обжигали, а затем сдавали обратно или русские сувениры  реали­зовывали самостоятельно как готовые изделия, б оформлении посуды использовали позолоту, многокрасочную надглазурную роспись с мотивами цветочных гирлянд, вазонов или корзин с букетами. Гжельские мастерицы выполняли их в обобщенной манере быст ро, «с маху», часто не прописывая мелких деталей. Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фона в сочетании с надглазурным многоцветным орнаментом, обилием позолоты. Особое место в ассортименте занимала скульптура  фигурки бытового характера, представляющие характерные народные типажи. Крупные предприятия Новых, Храпунова, Тереховых-Киселева, Сафронова, Козлова, Дунашовых, Кузне­цовых имели свой оригинальный ассортимент посуды, кото­рая ими маркировалась.

Со второй половины XIX столетия наблюдалось заметное сни­жение художественного достоинства изделий, вместо ручной росписи все чаше использовались механические способы укра шепия - декалькомания (деколь), печать. Результатом стало удешевление фарфорового производства и увеличение объемов продукции. Многие местные кустарные предприятия не вы держивали конкуренции с развивавшимся промышленным производством и потоком импортных товаров, но некоторые шли в ногу со временем, участвовали в фарфорово-фаянсовых съездах, российских и международных выставках-ярмарках.

В послереволюционные годы в Гжели были национализирова­ны все предприятия, а семь из них, крупных и хорошо осна­щенных, стали государственными заводами.

Живописцы, потерявшие работу па фабриках, перешли на изготовление глиняной игрушки, которую можно было делатъ дома и обжигать в обычных печах. Появились артели кирпичников «Гжельский труженик», игрушечников «Красная головка» (производила пхтовки для кукол), «Юный керамист» и «Красный фарфорист». В1929 году игрушечники обьединились в артель под названием «Вперед, керамика!», изготавливающую фарфоровые и глиняные игрушки, майоликовые фи- гч рки. В составе артели трудились 444 человека из деревень Повохари го- ноео,Турыгино, Коломино, Жигино.

Начало возрождения Гжели - послевоенное время связано с деятельно­стью керамической лаборатории Научно-исследовательского института художественной промышленности. Труды крупного ис кусствоведа, специалиста в области керамики А.Б. Сал­тыкова и творческие поиски талантливой художницы Н.И. Бессарабовой (набор «Гжельский», состоящий из кружки и кувшина, чайник-кумган, вазы, бокалы, де­коративная анималистическая скульптура «Козленок с гусем», «Утенок», «Лайка»), других художников и техно логов института, способствовали продуктивному разви­тию гжельского промысла.

Новое направление гжельского фарфора базировалось на традициях искусства полуфаяпса XIX века с сюжет­ной и орнаментальной цветочной росписью кобальтом. Современные формы кувшинов, ваз, кружек, чайников имели выразительные, несколько приземистые пропор ции с четким выявлением каждой конструктивной ча­сти. Работы характеризовались плоскостным решением мотивов росписи, их свободным расположением па по­верхности предметов.

К концу пятидесятых годов прошлого века в Гжели в ар­тели «Художественная керамика» удалось внедрить не­сколько новых образцов с кобальтовой росписью на фар­форе. Это предприятие было единственным в гжельском регионе, на котором выпускалась художественная про­дукция, организованы курсы художественной росписи, где Н.И. Бессарабова сама обучала мастериц, утерявших мастерство из-за прерванной традиции. Первыми ху­дожниками были настоящие самородки Л.П. Азарова, Б. Квитницкая, З.В. Окулова, В.С. Кустарёв, Т.С. Дупа­това, которые, работая в рамках традиции, сумели най­ти свой яркий авторский стиль исполнения.

Творчество Л.П. Азаровой в 1960-е годы во многом явля­лось определяющим в художественной направленности промысла. Произведения художницы характеризова­лись выразительностью лаконичных, обтекаемых форм, эмоциональной наполненностью. Она добилась больших’ ре.пльтагов в области создания декоративной скулы птуры, в поиске скульптурных посудных фантазийных форм, совершенствовании приемов росписи (декоратив­ные скульптуры «Чаепитие», «Баба на возу», набор чай­ников «Диск», шкатулки «Самовар», «Петух» и другое). Б мастеров оптимистическое, праздничное понимание бытия, рождающее чистые, светлые образы.

В 1960-7О-е годы на основе артели «Художественная керамика» было об­разовано современное многоотраслевое производственное объединение «Гжель», включающее производство фарфора и майолики (ныне ООО «ЗЛО Объединение Гжель»). Ведущие художники Л.Н. Федогов, В.А. Петров, В-И. Лвдонин, И.А. Хазова, Г.В. Денисов и другие закрепили и привнесли много нового в формирование художественно-орнаментальною стиля промысла. Объединение «Гжель» на десятилетия стало флагманом от­ечественных керамических художественных промыслов. Здесь во главе с директором В.М. Логиновым работал творческий коллектив единомыш­ленников, была создана непрерывная система образования, собственная производственная и социальная инфраструктура. Настоящим расцветом для Гжели стали 1980 е годы, когда она приобре­ла поистине всенародное признание и популярность, стала предметом массового семейною коллекционирования и, увы, предметом советского дефицита.

На объединен не «Гжел ь» приходят вы пуски и ки художес твенных у ч илищ, что сразу находит отражение в расширении ассортимента, декоративной выразительности изделий. Художники М. Подгорная, А.Царегородцев, династия Хазовых, С. Симонов, Г. Осташкова, Ю. Гаранин, II. Некрасова, В. Неплюев, Г. Сухорукова, Н. Туркин, В. Розанов, 11. и В. Видак, II. Гордеев внести новые приемы в процесс создания художественною образа гжель ских изделий. В их работах отчетливо наблюдалось усиление эмоционально-образною содержания, усложнение пластических форм. Повой линией па промысле стала богатейшая по тональности, характеру воплощения кистевая роспись с широким использованием сюжетных сцен, обрамленных более мелкими, чем у предшествующего поколения художников, орнаментальными мотивами. Многие ху дожинки этого поколения остаются сегодня ведущими специалистами па дейст вующих гжельских предприятиях, обогащая традиции народного промысла новыми достижениями.
Основа уникальности каждого изделия Гжели - отработанные многими поколениями приемы и навыки исполнения, которые обусловили совершенство мастерства. Подглазурная роспись выполняется черным кобальтом, приобретающим затем при обжиге насыщенный синий цвет. Роспись гармонично контрастирует с белым фоном, который играет роль второго цвета. Главный прием росписи - быстрый, сочный мазок, который получил название «мазок с тенями», «сплошной мазок» и роспись «одной кистью». Мазки выполняются художником различными движениям и с неодинаковым нажимом кисти, что придает им разную толщину, чет кость или размытост ь и позволяет добиться более 20 оттенков одного цвета. Кобальт набирается на одну сгорону кисти и наносится па поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше, отчего мазок получается темным, ближе к середине мазок светлее, а тонкий конец кисти оставляет совсем светлый след. Подобная манера исполнения придает росписи особую мягкость. Она осу щесгвляется беличьими кистями, что помогает достичь разнообразия гопов при исполнении, например, «мазка с тенями»: от глубоких и темных до очень светлых и полупрозрачных. Как говорила известная художница Л А. Хазова: «Если вести мазок с тенями, то нажимая на кисть, то пуская ее свободно, лепестки у розы будут широкие, пышные». Чтобы достичь такого высокого мастерства требуются годы.

 

После нанесения узора изделие окунают в глазурь и снова отправляют на обжиг, в печи глазурь становится прозрачной, а кобальт меняет цвет. Иногда кобальтовую роспись дополняет надглазурная прописка золотом, усиливающая се звучание. Художники не копирует тот или иной рису­нок, они импровизируют, стремятся, чтобы узор любого изделия был неповторим, а их авторский почерк - узнаваем. Каждый раз создаются новые варианты узора, начертания мотивов: условно написанные цве­точные мотивы, среди которых особое место занимает «гжельская роза», обрамленная закручивающимися усиками и спиралевидны­ми завитками, разнообразные полоски геометрическою орна­мента, занимательные сюжеты, воспроизводящие атмосферу деревенской жизни, театрализованных народных праздников, наполненных ощущением непосредственной человеческой радости.

В первом десятилетии XXI века сохранением и развитием богатых традиций Гжели занималось несколько известных традиционных художественных производств - ЗЛО «Объеди­нение «Гжель», ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ООО «Га­лактика и Компания», ООО «Гжельский завод художествен­ной росписи», ООО «Художественные мастерские «Гжель», ЗАО «Гжельский экспериментальный и керамический завод», ГУП МО «Шевляги некий завод специальной керамики».

В 2010 году крупное предприятие ЗАО «Объединение «Гжель» было преобразовано в ООО «ЗАО Объединение Гжель», которое является правопреемником советского предприятия Объеди­нение Гжель. В его штате на протяжении десятилетий тру­дятся ведущие художники и живописцы, мастера-технологи промысла. Классический ассортимент изделий, который вы пускался начиная с 1940-х годов, в настоящее время полностью сохранен и успешно тиражируется на современном производ­стве, что позволяет сохранить культурно-историческое насле­дие гжельского промысла, преемственность в работе мастеров разных поколений.

Еще одним крупным традиционным художественным пред­приятием Раменского района является ЗАО «Гжельский фар­форовый завод» (зарегистрирован в2003 г.). Он ведет историю с 1818 года, когда в селе Новохаритоново была открыта неболь­шая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульпту­ры. Здесь в ХТХ начале XX века работала фабрика Рябупленных, в 1930-1940-е годы артель, выпускавшая керамические игрушки, затем - цех завода «Электроизолятор». Отличительными чертами современного Гжельского фарфо­рового завода являются стремление к постоянному улучше­нию качества продукции, повышение ее художественного уровня, разнообразие ассортимента, внедрение технологиче­ских новшеств. Современный ассортимент завода насчитывает более 600 наименований, в числе которых традиционные посудные формы - чайники, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, скульптура малых форм, а так­же образцы осветительных приборов, изразцов для каминов, различные предметы интерьера более 600 наименований, в числе которых традиционные посудные формы - чайники, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, скульптура малых форм, а так­же образцы осветительных приборов, изразцов для каминов, различные предметы интерьера.

Предприятие «Гжельский фарфоровый завод» являлось официальным лицензиатом XXII Олимпийских зимних игр и XI Парааалимпийских зимних игр 2014 года в Сочи в категории «Народные промыслы». Худож­никами и мастерами по оригинальным эскизам была подготовлена специальная коллекция изделий с олимпийской символикой и серия уникальных талисманов «Сочи - 2014», созданных в лучших традициях гжельского промысла.

Фарфор предприятия отличает простота, мягкость, округлость форм, функциональное ль, органично дополненная традиционной для Гжели подглазурной кобальтовой живописной, размашисто-быстрой росписью. В ней сохраняются черты и мотивы растительного и геометрического орнамента, выраженного во всевозможных вариантах изображений роз и «розанов», полевых цветов, обилии тонких, изысканных разделок - линейных сеток, штриховок, усиков и завитков.

За последние десятилетия на фарфоровом заводе сформировался коллек­тив художников, мастеров, технологов производства, которые бережно сохраняя старые традиции, используют передовые методы в технологии производства. Среди них потомки знаменитых гжельских династий: Аку­лины, Кузнецовы, Дунашовы, Маркины, Денисовы, Куликовы, Кустаревы, Наседкины, Рябушкины, Фортальные, Попихины, Куриновы, Овечкины, Киселевы, Тереховы, Жадины и другие. В разное время с ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» плодотворно сотрудничали ведущие художники про­мысла С. Орел, С. Симонов, В. Петров, В Розанов, А. Рогов А. Киселев, В. Си­доренко, В. Климов, А. Сысоев, произведения которых в настоящее время продолжают тиражироваться.

Одной из главных задач нынешней творческой группы является поиск но­вых и творческое использование традиционных направлений в создании форм и декорировании изделий. Мастера экспериментируют в области технологии производства, участвуют в выставках и ярмарках народных художественных промыслов. Творческую группу возглавляет главный художни к предприятия Г.Д. Федоровская - заслуженный художник России, автор почти сотни работ, внедренных в гжельское производство, среди ко­торых важное место занимают скульптуры малых форм. ГД. Федоровская награждена серебряной медалью Союза художников России. Среди веду­щих мастеров предприятия автор сюжетных и пейзажных композиций потомственная гжельская художница в четвертом поколении, выпуск ница Гжельского художественно-промышленного колледжа Т.А. Сивова, художник Ю. I улясв, излюбленная тема которого - лирические местные пейзажи, Е. Бырдин - автор многофигурных, сюжетных композиций, В. Новикова, М. Калигина, Е Бычкова, питающие пристрастие к расти­тельным орнаментальным формам.

В старинном селе Речицы, упоминаемом еще в Писцовых кни­гах XVII века, расположены цеха современного предприятия народного художественного промысла ООО «Галактика и Ком­пания».

Современное гжельское предприятие ООО «Галактика и Ком­пания» - это производство фарфоровых изделий декоративно­ художественного и утилитарно-бытового назначения (чайная, столовая посуда, штофы, часы, самовары, скульптура и многое другое с ручной росписью кобальтом). Отличительная особен­ность предприятия - выпуск фарфоровых настольных ламп, люстр, бра, украшенных сценами веселых чаепитий, катаний на тройках, тонкими пейзажами, умело дополненными тра­диционным растительным орнаментом. Качество фарфора, функциональность и мастерство росписи ряда осветитель ных приборов (настольные лампы, канделябры, люстры, бра и другие светильники из фарфора) позволяют рассматривать их как коллекционные произведения. Изделия отличают эле­гантность и связанность пластичной, выразительной формы с материалом, а рельефный декор создает игру света и теп и.

В посудной группе изделий заметен переход художников пред приятия от единичных образцов изделий к разработке набо­ров, комплектов для чая, кофе, салатов. Большой интерес пред­ставляют декоративные блюда, тарелки и миски, решенные в виде декоративных композиций, построенных на принци­пе соединения посудной и скульптурной формы, использова­нии скульптурных налепов, что было характерно для старого гжельского гончарного искусства.

Руководителем ООО «Галактика и Компания» являе1ся по­томственный керамист В.А. Петров. Сегодня художники пред приятия - опытные мастера В.А. Ремизов (главный художник), АЗ. Новикова-Крумплевская, В.Л. Климов, Е.А. Фролова - активно работают над созданием новых видов изделий, их роспи­сью в традициях гжельского промысла, участвуют в художе­ственных и промышленных выставках в Москве, Подмосковье, городах России, Португалии и Германии.

Гжельское предприятие ООО «Научно-производственное объ­единение Синь России», созданное в 1994 году в селе Гжель, сегодня известно как ООО «Гжельский завод художественной росписи». На производстве организован постоянно действую­щий художественный совет, в состав которого входят художкики художники-живописцы, технологи, руководители предприятия, специалисты по маркетингу что помогав! улучшению подарки ка­чества изделий, их разнообразию, созданию своего неповторимого стиля. Богатый ассортимент состоит более чем из 700 наименований изделий сервизы чайные, кофейные и столовые, вазы, декоративная скульптура, корпуса для часов, штофы, менажницы, фруктовницы и др.). В изготов- лении предметов применяется традиционная для гжельского региона последовательность технологических операций - шликерпослитье из фарфоровой массы в гипсовые формы, сушка в естественных условиях, первый обжиг (утельиый), фуксиновый контроль, нанесение товарного знака, роспись подглазурными кобальтовыми красками, глазурование, второй (политой) обжиг и сортировка.

Изделия украшают кобальтовыми красками условно решенным расти­тельным узором, иногда с сочетанием традиционной гжельской розы с «выбеленной» ромашкой, геометрическим орнаментом, выразительны­ми пейзажами, а в некоторых случаях мастера используют «пестрение» позолотой.

Повышение качества росписи, культуры и чистоты мазка в последние годы во многом связано с приходом на должность главного художника предприятия А.Н. Федотова, заслуженного художника России, известною гжельского мастера, топко чувствующего пластику изделия и имеющего спой неповторимый почерк исполнения. Яркую творческую манеру художника характеризует создание пластических форм, напоминающих народные гончарные изделия. В роспи­си автор отдает предпочтение крупным цветам - розанам- с виртуозно выписанными упругими, сочными лепесточка­ми, подчеркивающими округлые формы сосудов. Сегодня на предприятии работают талантливые выпускники Гжельскою художественно промышленного колледжа художники живописцы Е.М. Нечаева, Т.А. Миронова, Г.Н. Кононова.

Изделия ООО «Гжельский завод художественной росписи» от­личает пластическая и технологическая проработка посудных форм с использованием рельефною декора, соединения их со скульптурой, что придает работам неповторимость ограниченного количества изделий одного вида позволяет избежать «по тока» и каждому участнику производства творчески подойти к работе. Каждый месяц на промысле осваивается по 5-7 наименований новых видов изделий.