+7(495) 627 69 33 +7(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com
06-03-2013

Гжельская керамика

06-03-2013

Гжельская керамика

Гжель — самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла связано с целым районом Подмосковья, гае издавна почти все население деревень изготавливало гончарную посуду, черепицу, изразцы. Сложившийся на основе местного гончарства и одновременно вобравший достижения городской культуры гжельский промысел достиг высокого уровня во 2-й половине XVIII в., когда чернолошеная и муравленая гончарная посуда сменилась расписной майоликой.

С начала ХlХ в. гжельские заводы перестроились на выпуск изделий из фарфора, фаянса и полуфаянса. Промысел стал развиваться своим путем, осваивая новые технологические и художественные приемы. Однако в начале XX в. гжельский гончарный промысел претерпевал тяжелые времена, народное искусство вырождалось, уже с середины XIX в. приходят в упадок многие гжельские заводы. Новое рождение гжельского промысла произошло в 1940-х гг. Мастера пытались оживить керамическое производство, матрешка купить этому поспособствовала научно-экспериментальная работа специалиста по русской керамике А.Б.Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Путь будущего произведения начинается в мастерской художника , с эскиза, по которому будет изготовлена пластилиновая модель первого образца. Модель задает окончательную форму изделия. Отсюда она поступает в литейный участок гипсовых форм, гае разрезается на две половинки. По ним опытные литейщики делают литьевую гипсовую форму. Затем гипсовая форма из пистолет а-лоза-тора заполняется жидким шликером — массой, со- стоящей из каолина, кварца и полевого шпата. В гипсовой форме полуфабрикат затвердевает. Извлеченный полуфабрикат оправ-шица аккуратными движениями срезает, зачищает швы от литьевых полуформ, места соединения скульптурного декора с туловом изделия, заглаживает мягкой губкой до идеального состояния. От этой операции во многом зависит товарный вид продукции. Подсохнув на стеллажах-контейнерах, заготовки поступают в электрические печи. Первый обжиг при температуре 900 °С придает форме технологическую стойкость. Гжельская глина отличается высокой прочностью, способностью к формованию, спеканию и тугоплавкостью. Эти свойства позволили создавать из гжельской глины изделия сложных форм и различные виды декора. Были в Гжели и свои живописцы, которые расписывали изделия. Темы для своих росписей гжельские мастера заимствовали из повседневной жизни и окружающей природы. Полевые цветы и травы, матрешка купить птицы и звери, дома с дымящимися трубами, башни с флагами — все это находило художественное выражение в обобщенно-условных образах (рис. 23 — ив. вкл.). В Гжели не было непрерывности развития традиционного мастерства. Возрождение искусства, утраченного в конце XIX в., началось лишь в 1944 г. художницей Н. И. Бессарабовой. Мастер не только восприняла своеобразие изделий прошлого в постоянных признаках оригинальных форм и приемов росписи, но и прониклась всем эмоциональным строем искусства старой Гжели. Используя формы изделий и виды росписи, предложенные Н. И. Бессарабовой, гжельские мастера создавали под руководством художницы новые формы изделий и росписи. Это было время обращения к традициям и зарождения на их основе нового, современного искусства. В исполнении росписи художники большое значение придавали тональности мазка, глубине цвета, ритму. Краска набиралась мастером на одну сторону кисти и неравномерно распределялась на ней: к краю кисти краски было больше, чем к середине. Художники, поворачивая в пальцах кисть вокруг черенка, выводили на выпуклой поверхности изделия округлый мазок с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями». Легким прикосновением тонкой беличьей кисти художники выполняли «отводки», прочерчивали стебельки, заштриховывали листья. Изящество линий, матрешка купить проведенных кистью легко и непринужденно, сочность красочного мазка, умение подчинить роспись форме предмета — все это свидетельствовало о высоком мастерстве художников. По традиционной технологии гжельские расписные керамические изделия «окунали» в смесь из мелкомолотых стеклянныхот фракций и воды. Поэтому неслучайно роспись называлась под-глазурной. В окончательном обжиге при температуре 1350 °С возникали нежные тональные переходы краски, контур рисунка смягчался, появлялась глубина фона. Вся композиция становилась легкой, звонкой, словно была высветлена прозрачной глазурью.