2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

06-03-2013

Филимоновская игрушка

06-03-2013

Филимоновская игрушка

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимонове. По местным преданиям, деревня Филимоново была названа в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Здесь изготовлением игрушек занимались в основном женщины, а мужчины делали посуду, так как рядом находились залежи пластичной глины. Интересно, что природные свойства местной глины — «синьки», на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушек. Поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Пластичность филимоновской глины позволяет сохранять в лепке удлиненные пропорции. Рассматривая такую игрушку, ощущаешь, как мастерица тянула вверх глиняный цилиндрик: неширокая юбка-колокол переходит в суженную талию, узкие покатые плечи, округлые руки-отростки, конусообразную голову, составляющую одно целое с шеей. Своеобразен прием лепки свистка: после того как выполнено туловище животного, задняя его часть превращается в широкий раструб, края которого мастерица постепенно сближает, образуя полый шарик с оттянутым концом. С тонким мастерством и изяществом выполняются уши или рога замысловатых филимоновских животных-свистулек. Собственно, наличие или отсутствие рогов и их форма (например: у барана круглые завитки, у коровы  большие, загнутые вверх) позволяют отличить одно животное от другого. Во время обжига синика теряет свою природную черно-синюю окраску и приобретает красивый белый с нежным кремовым, розовым, желтоватым оттенком цвет. Главное, что поражает при первом взгляде на филимоновские игрушки, их цветовое великолепие, звучная, смелая роспись. Здесь применяются разведенные на яйце анилиновые краски, которые наносят на глиняную фигурку куриным пером, используя белый цвет черепка как фон. Гамма росписи почти не меняется: белое сочетается с малиновым, зеленым (реже  синим), лимонножелтым. Учитывая в лепке удлиненные пропорции и особенности декора, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов по светлому естественному фону с введением елочек, звездочек, ягод, солнышек. Для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Животные или птицы всегда раскрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается зеленым или алым цветом. В раскраске человеческих фигурок  крестьянок или кавалеров меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие небрежные мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих рот. Главное наряд: ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, хохлома купить вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка. Возможно, манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в прошлом под впечатлением, с одной стороны, городского барского костюма (отсюда манерные шляпки), а с другой  рестьянских вышитых рубах и передников, пестротканых юбок и поясов. Во всяком случае, на некоторых фигурках орнаментом явно выделен передник. Филимоновские мастера П. Илюхина, А. Карпова, А. Масленникова и другие создали свой собственный тип игрушек, не похожий ни на один из известных ранее, а внутри этого местного типа множество вариантов каждого образа.