8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

29-04-2016

Фарфор Вербилок

29-04-2016

Более 260 лет назад среди лесов дмитровского уезда на берегу реки дубны было основано фарфоровое производство, прославившее место своего рождения - сельцо вербильцы (ныне поселок Вербилки) – на весь мир. Вербилки - старейшая фарфоровая марка. История ее развития связана с именем основателя первого в России частного фарфорового завода Франца Гарднера. В1754 году этот предприимчивый английский купец на землях, принадлежащих князю Н.В. Урусову, начинает обустраивать фарфоровое производство и на основании разрешения Государственной мануфактурколлегии 1766 года открывает фабрику.

Первые изделия выглядели как подражание европейскому и, в частно­сти, майсенскому фарфору, но постепенно «гарднеровский» фарфор обретает свою самобытность. Для художественно-стилистического решения, на идейного мастерами Вербилок, характерны свойственные раннему классицизму лаконичные формы качественною фарфорового черепка и цветочный декор по чистому белому фону, который также отличается своеобразием. Чаще всего это «раскидные» веточки с мелкими цветками, например, незабудками, и крупный цветок (розан шиповника) или букет в центре.

Именно в такой стилистике художники расписывают свои фарфоровые изделия - посуду, подсвечники, большие подносы «огладминажи», лотки, чернильницы. Высокохудожественный уровень продукции фабрики, вы­полненной в лучших русских народных традициях, подтверждал выска­занные Ф.Я. Гарднером в его челобитной на открытие мануфактуры наме­рения: «Я... усердствую пользе Российской империи по искусству моему в делании разной фарфоровой посуды».

После успешного выполнения в 1777-1786 годах грандиозного заказа им­ператорского двора по изготовлению четырех фарфоровых парадных ор­денских сервизов для Зимнего дворца Георгиевского, Александровского, Андреевского и Владимирского - марка гарднеровского фарфора получила известность среди придворной знати, а московский губернатор дал вла­дельцу завода в Вербилках право ставить на свои изделия изображение московского герба.

Со времени основания и до 1891 года фабрика принадлежала трем поколе­ния м Гарднеров. После смерти Франна Гарднера фабрика перешла к его сыну, ненадолго пережившему отца, затем к жене сына, Сарре Алексан­дровне. В первой половине XIX века фабрикой владеют се сыновья, от них В середине 1850-Х Вербилки переходят к внукам. Последней владелицей становится жена одного из них Елизавета Николаевна. В 1892 году фабрику выкупает знаменитый российский фарфорофаянсовый магнат М.С Кузнецов, но под известной торговой маркой Гарднера и его клеймом. Гарднеровский фарфор до середины ХТХ века считался лучшим в России. Изделия отличались благородной простотой и зачастую не уступали ино­странным. Вместе с чем в отличие от Петербургского Императорскою фарфорового завода это была массовая продукция, рассчитан­ная на широкого потребителя.

ФАРФОР КРЫШИ

Найденньй мастерами Вербилок устойчивые формы и варианты росписи изделий стали образцам для других русских фарфоровых заводов в течение больше чем ста лет.

Художники Вербилок. отказавшись от прямых подражаний европейским образцам, утверждали свой собственный стиль, удачно сочетая ампирные формы, жанровую живопись и цветовую насыщенностью декора.

В середине 1770-х годов в Вербилках одновременно с массовы­ми изделиями началось изготовление и уникальных предме­тов, которые заказывались для подарков высокопоставленным сановникам обеих столиц. Нужно ли говорить, что стоили они очень дорого. Хотя и на обычную гарднеровскую посуду цены кусались. За дюжину обыкновенных фарфоровых чашек нуж­но было выложить четыре рубля, а цена всего чайного сервиза могла до­ходить до пятнадцати рублей. Для сравнения: баснописец И.А. Крылов, приехав в 1783 году в Петербург, получил место в казенной палате с жало­ваньем 25 рублей в год.

В начале ХТХ века начинается новый этап в развитии завода. Производ­ство фарфора становится все более трудоемким: на тонкостенной посуде появляется рельеф, лепные борта, усложняется и увеличивается в объеме декор. На чайных и кофейных сервизах мастера пишут уже целые ланд­шафты и архитектурные виды, изделий - тщательно исполненные копии картин русских и иностранных живо­писцев, жанровые сцепки, портреты.

Беря за основу гравюры, печатавшиеся в петербургском жур­нале «Волшебный фонарь» (1817год), мастера переносят на свои изделия сцены из городской жизни, умело передавая в том чис­ле особенности современного народного костюма. Так, стали весьма популярны гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года, сервизы с жанровыми сцен­ками или сценами охоты, с росписью на историческую тему. Работали мастера и над новыми формами. Появились столовые предметы в форме рыбы, спаржи, ананаса.

В 1820-х годах фабрика Гарднера стала первой в России по выпуску разно­образных статуэток, в том числе миниатюрных. Оригинальные мелкие изделия отличались ювелирной отдел кой и тщательностью моделирова­ния, как, например, фигурные пробки для бутылок в виде голов попу­лярных тогда актеров братьев Каратыгиных и писателя Фаддея Булга­рина. В 1860-80-е годы появляется серия жанрово-бытовых статуэток из бисквита (неглазурованной белой керамики) с полихромной росписью и серия статуэток-персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». В этот период более половины ассортимента фабрики составляли дешевые со­рта столовой и чайной посуды из фаянса и опака (это высший сорт фа­янса, похожий на фарфору В 1882 году Гарднеры были удостоены права ставить на свои изделия уже не московский, а государственный герб. В 1892 году, когда М.С Кузнецов приобрел завод Гарднера (вместе с правом ставить знаменитое клеймо) с целью выхода в премиям сегмент россий­ского фарфора, начинается новый, «кузнецовский» период истории фар­форового производства в Вербилках. В1902 году Кузнецов получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Все выгодные заказы предлагались в первую очередь ему. К началу XX века Кузнецовы скупили

практически все фарфоровые мануфактуры России (кроме Императорского фарфорового завода), однако клейма на фарфоре известных мануфактур оставались прежним и. С переходом фабрики в Вербилках в Товарищество М.С Кузнецова объем производства превысил 1 миллион изделий, но ас­сортимент, по сравнению с гарднеровской эпохой, изменился мало. Но вый заводчик пользовался коллекцией образцов Гарднеров, которая еще в 1860-е годы насчитывала более 4000 различных наименований фарфоровых предметов, не считая статуэ­ток, до 1500 опаковых изделий и более 1000 фаянсовых. В Вербилках Кузнецов выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. На фабрике делали также лампады, свечи, люстры и чаши для церкви.

ФАРФОР ВЕРШОК

от лат. орасиз - непрозрачный) - высший сорт фаянса, похожий на фарфор,  отличие от него черепок опака порист и не просвечивает.

К 100-летию Бородинской битвы в Вербилках были из­готовлены тарелки, чашки, сухарница, блюда и вазы с эпизодами Отечественной войны 1812 года, а к 300-летию Дома Романовых были выпушены изделия с изображением фигур русских бояр и боярынь в одеждах XV1-ХУII века.

В большом количестве фабрика выпускала анималистическую мелкую скульптуру, пользующуюся неизменным покупательским спросом. Ког­да после 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Дмитровский государственный фарфоровый завод, здесь сначала продол­жали выпускать изделия по стары м образцам, но затем стали  производить новую массовую продукцию (чайные сервизы, кружки, тарелки, маслен­ки, кувшины) уже с учетом советской тематики. Гак в 1930 е годы из­вестность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР» (роспись Е.П. Смирнова и К.Г. Тихонова). Сценки нового быта и советские типажи красноармейцы, летчики, спортсмены) появились и в мелкой скульпту­ре, которую продолжал выпускать завод. В это время в Вербилках начал работать скульптор С.М. Орлов, работы которою «Конек-Горбунок», «Золотая рыбка» и особенно «Клоун» пользуются неослабевающим спросом уже более полувека. Мастерством исполнения отличались сервизы с росписью С.Е. Сазонова, А.А. Чекулиной, В.А. Федулова.

Работы мастеров фарфорового завода в Вербилках в советский период были отмечены международными наградами - на Всемирной выставке в Париже в 1937 году они получили большую золотую медаль, а на Всемир­ной выставке в Брюсселе в 1958-м - серебряную.

С середины 50-х годов X X века началось техническое перевооружение заво­да, ввод и освоение новых технологий, новых методов декорирования, направленных на повышение производительности труда как при выпуске литых высокохудожественных тонкостенных предметов из фарфора, так и при производстве массовой формованной дешевой продукции из фаянса. Искусство росписи фарфора претерпело на Дмитровском заводе в послево­енные годы весьма существенные изменения. Видную роль в этом сыграл один из наиболее ярких представителей старшего поколения художников уроженец Вербилок К.Г. Тихонов. У него учились технике росписи по фар­фору в народных традициях будущий заслуженный художник России и лауреат премии имени Репина Е.П. Смирнов, заслуженный художник России А.И. Правикова, известные мастера - А.А. Чекулина, В.С. Бубнова, В.Н. Лосев. Во второй половине 50-х годов свои лучшие скульптурные произведения

создают Д.В. Горлов, К.В. Попова, С.И. Вайнштейн-Машурипа, М.Е. Норм я к, а чайные сервизы - Е.П. Смирнов, А.И. Правикова.

В 1950-е годы в Вербилках работал скульптор и создатель форм Ю.Б. Ганрио, заслуженный художник России. По его формам А.А. Горькова в 80-е годы расписала ставший известным чайный комплект «Маскарад».

 ФАРФОР ВЕРШИМ

В1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 60-е годы целый ряд новых форм чайных сервизов создает В.И. Ольшев ский («Дубна», «Канпелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Русский», «Ви­тязь»), а талантливые скульпторы Ю.Б. Ганрио и Ю.Б. Золотов реализуют ансамблевый подход к решен то посудных форм. Однако преемственность традиций народною искусства, к которому всегда обращались художни­ки Вербилок, остается и заметна в самобытной росписи художников В.13. Лебедевой, С.В. Сычевой, Л.А. Горьковой и других авторов. Интересными и свежими решениями формы выделялись работы В.Е. Калиты, отмечен­ные на выставках и конкурсах.

В 1991 году работники завода выкупили его и организовали ЗЛО «Фар фор Вербилок». Ассортимент предприятия насчитывал около двух тысяч предметов. Чтобы сохранить выпуск уникальных, высокохудожествен­ных изделий, декорированных в традиции ручной росписи, и не потерять их в общем потоке массовой продукции, в 1995 году было создано дочернее общество «Промыслы Вербилок», которое в 2002-м было реорганизовано и стало называться ООО «Дочернее общество «промыслы Вербилок». Промысел успешно восстанавливает традиционный ассортимент. По ста­ринным гарднеровским и кузнецовским формам создан набор сувенир­ных чашек, сухарница с ажурным бортом, настенная тарелка, вазочки из цветной (зеленой) массы, предметы мелкой пластики в бисквите и гла­зури. Тонкостенные изделия, изготовленные по старым, бережно сохра­няемым ренетам, отличаются особой белизной и легкостью, их тонкие стенки пропускают свет. Многоцветная ручная роспись выполняется в традициях, передаваемых из поколения в поколение. В оформлении из­делий характерной темой остается цветок (шиповник, календула, мальва, колокольчик, вьюнок). Классические росписи - горюн-трава, цветы осени. С2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом ставить на своей про­дукции соответствующий знак. В 2008 году предприятие стало лауреатом национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные пред­меты интерьера». В 2009 году получило благодарность министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных худо­жественных промыслов матрешки России и благодарность Российской академии ху­дожеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожествен­ных традиций отечественного фарфора.

Примером внимательного творческою осмысления и преданности художественному наследию можно считать выпуск двух серий коллекцион­ных фарфоровых кабинетных скульптур генералов русской армии, героев Отечественной войны 1812 года, и императора Александра 1. Скульптуры выпускаются тиражом по 1000 экземпляров. Тщательно выполненная роспись фарфоровых фигур не только воспроизводит детали военного костюма, наград и оружия, но и передает портретное сходство героев.

Сегодня на предприятии бережно сохраняется коллекция образцов в не­сколько тысяч предметов от Гарднера до наших дней. Собрание регулярно пополняется новыми изделиями признанного художественного достоин­ства.  Коллекция - не просто овеществленная история предприятия и основа для многочисленных выставок, но и неисчерпаемый источник, где художники Вербилок и современные мастера фарфора черпают идеи для создания новых форм и темы для росписи.