8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

06-03-2013

Дымковская игрушка

06-03-2013

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства XIX в. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (в настоящее время — район города Вятка). Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику для распродажи.

Свистулька — обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15—25 см, раскрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, точек, полос, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются образы всадника, петуха, женских фигур в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах — кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. В женских фигурах глиняной игрушки большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, хохлома купить пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п. Образы животных, индюки и кони, выполненные народными мастерами, реальны и фантастичны. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах — во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. С развитием промысла дымковская игрушка появляются сказочные, исторические и бытовые многофигурные композиции, включающие архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, цветы) и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в своих пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов. Для производства дымковской игрушки мастерами использовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепили по частям, соединяя жидкой глиной как связующим материалом. Следы лепки сглаживали влажной тканью для придания изделию ровной поверхности. Соединенные воедино части воплотятся в облике устойчиво стоящей на юбке-колоколе «барыни», или оленя на четырех основательных ногах, хохлома купить индюка с большими крыльями. Основа и детали (оборки, кокошники, рога, перья) сохраняют характер рукотворной вылепил ценности. Вылепленные игрушки сушили при комнатной температуре в зависимости от размера от 2—3 дней до двух недель. Затем их обжигали. Прежде обжиг проводили в русской печи. После полной просушки и обжига игрушки покрывали темперными белилами (мел, разведенный на молоке). По этой побелке выполняли яркую многоцветную роспись кисточкой, сделанной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна, точки наносили торцом ровно срезанного прутика. В узорах дымковских игрушек преобладал строго геометрический орнамент из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Роспись представляла собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментировались юбки у статных женских образов. Разумеется, мастера никогда не выдумывали узор заранее, он возникал непосредственно в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента была органична и неразрывна. Один и тот же узор никогда не повторялся, найти хотя бы две совершенно одинаковые игрушки невозможно. Глиняные игрушки расписывали анилиновыми красителями шести—восьми цветов, замешанными на яйце с квасом. Многоцветие подчеркивалось присутствием белого и черного цветов и дополнялось блестящими квадратиками сусального золота (позже — медный поташ), хохлома купить наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. После росписи игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.