2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

18-05-2016

Дулевский фарфор

18-05-2016

Дулевский фарфоровый завод, ставший одним из крупнейших в европе фарфоровых предприятий, был основан в 1832 году купцом Тирентием Кузнецовым (1781-1848 гг.). Его отец - родоначальник дина­стии русских «фарфорофаянсовых королей» Яков Кузнецов (выходец из крестьян) имел свое производство посуды в Гжели. Оттуда и приехали на новое место в пустошь Дулево вблизи деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии гжельские мастера. Именно они принесли с собой ставшую характерной для дулевских мастеров приверженность к мотиву цветка-розана в исполненной широким, живописным мазком. Работать на Дулевский завод шли крестьяне старообрядцы из окрестных деревень, а позже опытные мастера из разорившихся мелких кустарных мастерских из близлежащих селений.

В 1864 году завод перешел к внуку Терентия Кузнецова Матвею Кузнецову (1846-1911 гг.) - самому знаменитому и титулован­ному в династии. Именно при нем, выдающемся промышлен­нике и предпринимателе, фарфоровый промысел в Дулеве достиг наибольшей славы и процветания. Кузнецовы сумели наладить успешную торговлю своей посудой не только на российском, но и европейском и вос­точном рынках.

В 1870-е годы, когда с развитием сети железных дорог в России вдвое по­дорожали дрова (на этом топливе работали все фарфоровые и фаянсовые предприятия страны), Матвей Кузнецов быстро оценил все преимущества использования торфа (дешевизна, предсказуемость обжига, влияющего на качество и снижение доли брака) и перевел свой завод, окружённый торфяниками, на новое топливо.

В Дулеве делали высококачественную фарфоровую столовую и чайную по­суду, церковные подсвечники, вазы, письменные принадлежности, декора­тивную скульптуру (в том числе из бисквита - неглазурованного фарфора). Изделия украшали романтические пейзажи, во многом заимствованные с европейских образцов, жанровые сценки или характерный восточный орнамент. Большая часть продукции создавалась в ярко выраженном наци­ональном стиле с учетом массового вкуса и запросов сельского населения и простого городского люда. Для крестьян выпускали недорогую посуду с ярким традиционным растительным орнаментом, для мещан - более из­ящные посудные формы с росписью сдержанных цветов. Широкую популярность приобрел так называемый агашечный фарфор, декорированный яркими цветами-агашками и ягодами, выполненными несколькими бы­стрыми, выразительными мазками кисти или пальца.

Распространенным видом росписи стала Мишель - букеты цветов на белом или цветном фоне и прозолоть золотые цветочные гирлянды. Состоя­тельный потребитель из зажиточных горожан проявлял интерес к столо­вой посуде богато декорированной, не хуже, чем у дворян, по подешевле. И задачу блестяще решили на Дулевском заводе: изделия начали покрывать изнутри золотом сплошь или наполовину. Она поэтому и называлась золотое нутро и «полнутро». Такая посуда подражала дорогому западно европейскому и русскому фарфору. Популярным стало и сплошное крытье нанесение цветных фонов в различных тонах (голубом, розовом, сирене­вом, зеленом, желтом). Художественные мотивы, приемы и способы укра­шения изделий, отработанные ни одним поколением никому неизвест­ных живописцев, легли в основу художественно стилевых особенностей дулёвского фарфора, образ которого точно передал известный русский поэт и прозаик Георгий Иванов: Кузнецовы всегда чувствовали своего потребителя, внимательно следи­ли за изменениями покупательского спроса. На протяжении XIX века в обществе нарастал интерес к отечественной истории и русской культуре, в искусстве главенствовало национально-романтическое направление, а на рубеже XX столетия в моду вошел так называемый неорусский стиль. В декоре фарфоровой посуды использовались стилизованные мотивы про­изведений народного искусства, сцен из «боярской жизни». Такие изделия выпускал и Дулевский завод, и завод Кузнецовых в Вербилках.

В последней четверти XIX века начался процесс поглощения мелких фар­форовых заводов крупными. Дулево, в числе других керамических пред приятии, входит в известное монопольное объединение - Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова (учрежде­но в 1889 г.), производившее до двух третей российского фарфора и фаянса. Высокие технические качества фарфора обеспечивало высокосортное сырье: длительное, до одного года, вылеживание массы во влажных под­валах заготовительных цехов (это придавало материалу пластичность), а также использование выдержанного, сухого топлива - торфа. Помимо руч­ной росписи, в декорировании посуды стали широко использовать новые, механические способы нанесения рисунка с помощью деколи переводной картинки. Это позволяло наладить выпуск недорогой массовой трактирной посуды для российского общепита.

Яркий декоративный кузнецовский фарфор был востребован на азиатском рынке (Турция, Средняя Азия, Монголия), где чайная посуда, блюда, пиалы, оформленные в восточном стиле, например кажгарской печатью, успешно конкурировали с западноевропейскими марками. В итоге, к на­чалу XX века Кузнецов стал, по сути, продавцом-монополистом.

С годами на Дулевском заводе начинают использовать и другой вид декора, связанный с появлением новых технических средств - печати, аэрографа, трафарета, декаль­комании (деколи). ]То причине использования новых техник привычные виды декорирования изделий (мушель, полпутро и др.) изменяются, становятся проще и дешевле. Машинное воспроизведение декоративных элементов грозило снижени­ем художественного уровня изделий. Кузнецову удалось из­бежать этой опасности. На его заводах механическая печать сочеталась с ручной дорисовкой. К концу XIX века, когда в про­изводстве сделали ставку на массовую дешевую продукцию, декор па изделия стали наносить штампами, трафаретами, от­водкой. Использовали сюжеты из росписей фарфора первой по­ловины XIX века - романтические пейзажи, жанровые сцепки, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Появился и набор декоративных мотивов в стиле модного тогда модерна изображения нимф, русалок, стилизованных, причудливо изогнутых растительных форм серо-зеленого, оливково-коричневого цвета с бледными цветами. Пластика посулы приобрела «подвижность», как будто «стекая» к низу предмета, а гладкая поверхность фарфора стала «прорастать» рельефом. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными раститель­ными мотивами цветов, букетиков, усиками, лентами.

В начале XX века на заводе в Дулеве действовало восемь горнов для обжига двадцать муфельных печей, три паровые машины. Перед  Первой мировой войной на предприятии работало 3199 человек, выпускалось 900 наименований изделий. Их высокое качество отмечено нафадами - золотые медали па Всемирных выставках в Париже (1889 г.,1900 г.), Гран-при в Реймсе (1903 г.) и Льеже (1905 г.). Высшим знаком признания качества продукции являлось право ее клеймения тремя госу­дарственными горбами (к1895 г.), а также получение М.С. Куз­нецовым высокого звания Поставщика Двора Fro Император­ского Величества. Ему высочайше пожалованы ордена святого Станислава 3 степени, святой Анны 3 степени, он был награж­ден орденом Благородной Бухары (Звезды), имел звание кава­лера французского Ордена Почетного легиона.

В 1918 году Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С Кузнецова было национализировано и переименовано в Дулевский государственный завод. Тогда здесь работало 2922 человека. Последствия экономической разрухи, вызванные революцией, преодолевались пред­приятием очень медленно. Не хватало всего - топлива, сырья, транспорта.

Особенно ощущался недостаток в керамических красках, раннее поступавших из-за границы. При заводе была организована опытная лаборатория по их производству. В 1924 году заводу было присвоено имя газеты «Прав­да» ; Государственный завод в Дулеве имени газеты «Правда»).

Заметной вехой в истории завода советского периода стало создание в 1922 г. столового сервиза по эскизам художника А.Н. Колосова в подарок В.И. Ленину в связи с пятилетием советской власти. Это был важный опыт по выпуску посуды в новой стилистике. В качестве декора на пред­метах размещались революционные символы страны - серп и молот, кремлевские башни. Следом художниками завода была исполнена целая группа изделий агитационного фарфора. Их художественное оформление было построено на динамике композиций с использованием ярких, контрастных цветов, изображений советских лозунгов и эмблем, символизирую­щих революционное обновление жизни. Все это воспринима­лось как вызов мещанскому и банальному кузнецовскому фар­форовому наследию, время которого должно было безвозвратно уйти вместе с ломкой старых устоев жизни. Однако, несмотря на отдельные примеры успешного опыта в выпуске нового по форме и содержанию фарфора, утверждавшего принципы утилитарной целесообразности и рациональности предметов, большая часть массовой продукции производилась по старым, проверенным временем и полюбившимся потребителю образ­цам. Достаточное разнообразие фасонов и ассортимента удов­летворяло вкусы жителей и города, и деревни.

В 20-е годы на заводе продолжали делать чайную и столовую посуду для внутреннего рынка, а также производили экспорт­ный «восточный» фарфор для Афганистана, Турции, Ирана и других стран. В этот период в Дулеве продолжали работать в своей индивидуальной творческой манере художники старой гвардии ИЛ'. Коньков, Ф.Ф. Маслов, В.П. Мысягин, А1.П. Кро­тов, Х.С. Салин, А.И. Прохоров, приверженные традиционно­му дулевскому декоративно-орнаментальному стилю росписи. Однако стратегический курс был взят на сокращение ассортимента про­дукции, «не отвечающей представлениям о новом быте», изъятие из про­изводства «идеологически вредных форм и разделок», разработку новой тематики декора с учетом специфики материала и назначения предмета. Однако устаревшее оборудование завода не позволяло решить задачи мас­сового производства посуды достойного качества.

С 1930-х годов началась реконструкция завода. На смену горнам - тепло­вым агрегатам периодического действия - пришли туннельные печи не прерывного действия, позволившие увеличить выпуск посулы в четыре раза. При обжиге стал применяться новый вид топлива - генераторный газ, что улучшило качество изделий. Были открыты новые цеха, построен красочный завод, создана художественная лаборатория. С этого времени начинается постепенное превращение Дулева в подлинный советский центр фарфора, где происходило формирование «современного художе­ственного направления московской школы фарфора». Большая роль в пре­образованиях принадлежит яркому, выдающемуся мастеру II.B. Леонову (1910-1982 гг.), который более 40 лет (с небольшими перерывами) являлся его главным художником. В основе творчества П. В. Леонова, заслуженного художника РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, лежала народная тенденция свободной импровизации с жизнеутверждающим и поэтиче­ским мировосприятием. П.В. Леонов, опираясь на дулевские традиционные мотивы, цветовые решения приемы и навыки живого мастерства скоростной ручной росписи, ко­торые украшали фарфор знаменитыми агашками, мушелью и прозолотью, создает оригинальный, подчеркнуто-декоративный современный стиль росписи. Он характеризуется эмоциональной фантазийностью, активной, яркой цветовой палитрой, блеском золота, смело подчиняющими себе по­верхность предмета, и быстрым, динамичным, свободным кистевым маз ком. Изделия, выполненные в новом стиле, отличались красочностью, выглядели нарядно и радостно. В декоре посуды (сервизы, вазы, блюда и т. д.) преобладала роспись крупными цветовыми пятнами, обильная позолота. Благодаря П.В. Леонову за сравнительно короткий срок на заводе было раз­работано большое количество новых образцов посуды массового произ­водства и уникальных авторских образцов. В составе творческой лаборатории, помимо старых заводских живописцев И.Г. Конькова, М.П. Кротова, Ф.Ф. Маслова, В.П. Мысягина, А.И. Прохорова, работали скульпторы Н.А. Замятина, II.М. Кожин и А.Г. Сотников, конструктор форм К.А. Штриккер, живописец Т.З. Подрябинников. Из Палеха Ивановской области приехал Н.А. Хренов, автор декора «Царь Гвидон», «Сказка о царе Салтане» (блюда), «Сказка о рыбаке и рыбке», настенных панно «Жар-птица» и «Золотой петушок».

К разработке декора для массовой продукции Дулевского завода в эти годы привлекались известные художники Петр Кончаловский, Иван Ефимов, Павел Кузнецов. В Дулеве открылся Художественно-керамический техни­кум, где готовили техников-технологов и художников по фарфору. В эти годы дулевскими мастерами были выполнены в высшей степени оригинальные и высокохудожественные изделия, такие как ансамбль «Прези­дентский» (автор П.В. Леонов). Он состоял из столового и чайного сервизов на 1200 персон и был предназначен для президента Ф.Д. Рузвельта. Заказ был сделан первым американским лордом в СССР У. Буллитом. Подчеркну­тая декоративность и яркость олицетворяли национальный колорит в росписи фарфора по сплошному золотому фону, напоминающему известный «кузнецовский» образец сервиза «под хохлому». В этот период в росписи дулевского фарфора используется много заимствований из других видов народного искусства. Одновременно развивается направление, основан­ное на выявлении декоративных возможностей белизны материала и из­ящное акцентирование его формы цветом или золотом.

Изделия Дулевского фарфорового завода высоко оцениваются на всерос­сийских выставках, международных выставках и ярмарках (США, Гурция, 1939 г.). Значительный след в истории предприятия оставило участие в экс­позиции советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года, когда завод получил Гран-при, а художники и скульпторы - девять золотых и семь серебряных медалей. Среди них были отмечены наградами чайные сервизы «Ласточки» и «Цветы» старейшего мастера завода И.Г. Конькова, скульптура «Ягненок»  для  Сотникова, а за роспись сервизов «Песня», «Сказка» и «Красавица» П.В. Леонов был награжден Большой золотой медалью. Сервиз П.В. Леонова «Красавица» (форма Е.А. Штриккер), выполненый в традициях народною искусства, с ярким праздничным колоритом сочным энергичным мазком и обобщенностыо в деталях росписи,стал своеобразной визитной карточкой мастера и определил характерные черты дулевского стиля. Сервиз «Красавица», стоящий из 15 предметов, в дулеве продолжают выпускать до настоящего времени.

Во время Великой Отечественной войны Дулевский завод, сократив вы пуск посуды, производил технический фарфор изоляторы, аптекарскую, госпитальную посуду. В послевоенный период заводу не хватало специалистов - формовщиков, модельщиков, живописцев, и их стало готовить вновь открытое Художественно ремесленное училище.

В 1950 e годы на заводе работали такие известные мастера, как скульптор Т.Н.Воскресенская, которой был создан целый ряд замечательных про­изведений (сервизы «Цветок», «Цилиндрический», «Яблоко», «Русский»), скульпторы А.А. Гузанов, Н.М. Борисов, А.В. Строчилин, О.М. Мухигули. 1950-е годы период обновления, активного развития художественного стиля дулевского фарфора. С ним связано творчество художников Г.С. За­харова, В.К. Яснецова, В.А. Городничева, В.Ф. Колосова, Д.П. Рождествен­ского, С.Г. Аникина, М.Ф. Лютовой, В.Д. Ригина, М.М. Шепелевой. На завод приходит целая плеяда одаренных профессиональных художников, работавших в области скульптуры малых форм, таких как А.Д. Бржезицкая, О.М. Богданова, Н.А. Малышева, Е.И. Гатилова, Г.Д.Чечулина. Их вклад в развитие отечественной фарфоровой пластики трудно переоценить. Их ра­боты стали гордостью Дулева. Это яркие, запоминающиеся произведения А.Д. Бржезиикой по мотивам литературных произведений (туалетный набор «Принцесса на горошине», скульптуры «Ромео и Джульетта», «Гам­лет», «Майская ночь», скульптурная группа «Ревизор» и пушкинская се­рия, триптих «Принцесса Турандот»). Светом, легким юмором, свежестью и очарованием наполнены жанровые скульптуры Н.А. Малышевой («Про­гулка», «Велосипедист», «Объяснение») и ее работы по литературным про­изведениям («Любава», «Садко», «Волхова», триптих «Горе от ума»). Выразительностью и красочностью отличаются скульптурные композиции («Золотой петушок», «Малахитница», «Хозяйка Медной горы», Морозко, «Царевна-лягушка», «Малахитовая шкатулка»), а ее скульпту­ра «Маленькая хозяйка» до настоящего времени пользуется заслуженной народной любовью. Нельзя не отметить динамичные скульптуры Г.д. Чичулиной («Кармен», «Китри», «Лебедь»), фарфоровых героев Ы.И. Гатиловой («Испанский танец», «Клоунада», «Балетный этюд», серия композиций по рассказам А.ГГ. Чехова), скульптуры в жанре «ню» и психологические скульптурные портрет ы А. Блока, В. Шукшина, А. Вертинского. Все эти про­изведения вошли в золотой фонд российского фарфора.

Видное место среди скульпторов завода принадлежит П.М. Кожину и А.Г. Сотникову. Это большие и признан­ные мастера, лучшие работы которых выполнены в ани­малистическом жанре. К Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года А.Г. Согников создал скульптуры «Сокол», «Ку­рица», фонтан «Рыбки», которые получили диплом Грандпри. графическое изображение скульптуры «Сокол» с 1964 года стало торговой маркой Дулевского завода. Большой золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года было отмечено также живописное дарование Г1.В. Леонова, ярко проявившееся в создании сервиза «Золотой олень» - еще одном знаковом, этапном произведении Дулевского завода, развивающем русские национальные традиции.

В развитии художественного направления дулевского фарфора исследователи выделяют две линии. Одной, ус­ловно обозначенной как живописная, придерживались художники В.К. Яснецов, Г.С. Захаров, С.Е. Медведев, З.Г. Федорова, А.А. Пухова, другой - графической - следовали В.А. Городничев, С.Г. Аникин и В.Н. Васильев, К.Г. Кукушкин, В.П. Тодорская. С середины 1970-х заметным становится творчество В.К. Яснецова. Его творческую манеру можно охарактеризовать как пейзажные картины в фарфоре, где есть лирика и живописность, реализм и поэзия.

В 1976 году достижения предприятия были отмечены высшей советской государственной наградой - орденом Ленина. Мощности завода позволяли выпускать более 60 миллионов единиц изделий. На предприятии работа­ли более 6500 человек.

В последующие десятилетия художники предприятия, сохраняя и раз­вивая традиции предшественников, выдающихся дулевских мастеров фарфористов, одновременно ведут собственные актуальные творческие поиски. Яркой индивидуальной манерой росписи, оригинальными и запоминающимися образными решениями отличаются работы Н.Н. Роповой, B.C. Ропова, М.М. Обрубова, Г.Н. Обрубовой, И.А. Силкина, В.В. Шири­ной, М.Л. Безенковой, Г.И.Соркиной.

В 1991 году Дулевский фарфоровый завод был приватизирован и находил­ся в собственности трудового коллектива. В 2012 году ПК «Дулевский фар­фор» в связи с тяжелым финансовым положением по решению коллектива был продан российским бизнесменам как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия. В настоящее время на заводе идет масштабная модернизация. Установлены новые печи чешско­го и французского производства, смонтировано новое оборудование для формования изделий. На предприятии работают сегодня более 700 чело­век. Оно по-прежнему остается самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора. Дулевский фарфор поставляется в 75 регионов Российской Федерации, в страны ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны.

К важным направлениям деятельности творческой группы художников современного Дулева следует отнести воссоздание изделий фарфоровой пластики и возобновление выпуска композиций советского периода, став­ших классикой фарфоровой скульптуры. Эта работа осуществляется под руководством главного художника завода В.В. Шириной яркою представителя дулевской школы. Ею восстановлена скульптура «Сельская свадьба». Ярким запоминающимся событием в жизни завода и всего подмосковного peгиона стало открытие в ноябре 2014 года после реконструкции Музея Дулевского фарфора. В экспозиции - коллекция образцов изделий ассорти­ментного кабинета предприятия, формировавшаяся на протяжении мно­гих десятилетий. Тысяча уникальных предметов на площади 1200 ква­дратных метров - отого почти двухсотлетняя история завода во всем блеске его прославленного фарфора и знаменитых имен! В 1990 ходу семь художников Дулевского фарфорового завода, продав свои художественные творения, получили стартовый капитал и под руковод­ством Ю.В. Яснецова организовали свое предприятие - ЗАО «Кузнецовский фарфор», объединившее потомственных профессионалов фарфористов, предки которых династиями трудились на фабриках М.С. Кузнецова. Цель создания предприятия (сегодня здесь работает 50 специалистов) - раз­работка и производство серийных и уникальных высокохудожественных авторских сувениры выполненных в единственном экземпляре, изучение и восстановление старинных технологий, приумножение традиций кузнецовского фарфора. Основу коллектива составляют потомственные ху­дожники, скульпторы и дизайнеры, прошедшие серьезную школу подго­товки па Дулевском заводе, члены Союза художников и Союза дизайнеров России. С 1997 года предприятие отнесено к организациям, выпускающим изделия народных художественных промыслов Московской области.

ЗАО «Кузнецовский фарфор» производит столовые, чайные и кофейные сер­визы, скульптуру и другую уникальную продукцию из фарфора. В декоре используется многоцветная художественная ручная роспись. Изделия ма­стеров ЗАО «Кузнецовский фарфор» экспонировались па многочисленных художественных и промышленных выставках, участвовали в культурных проектах. Большая часть изготавливается по предварительным заказам. Одним из таких творческих проектов стало сотрудничество с известным русским и американским художником Гришей Брускиным, который за­казал исполнение своих работ в фарфоре мастерам «Кузнецовского фарфо­ра». Изделия уже были с успехом продемонстрированы публике в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Эрмитажа в Санкт-Петербурге и в Нью-Йорке. Неудивительно, что творческое кредо коллектива звучит так: «Творим и создаём те вещи, которые приносят радость».