2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

23-03-2013

Домовая резьба

23-03-2013

Домовая резьба

Корни народного зодчества следует искать в тех далеких вре­менах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом — деревня. Деревня — это древний мир дерева. Выстраивается цепочка слов древний — древо — дерево — деревня, выявляющая про­исхождение и суть названия «деревня».

Произведениями под­линного большого искусства наполнен был каждый крестьян­ский дом, который являлся прекрасным памятником деревянной архитектуры. В горделивых и величавых храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русский крестьянин вы­ражал свое представление о прекрасном. В них воплотилась его любовь к родной земле, извечная мечта о жизни счастливой, свободной, русский сувенир купить солнечной. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства была домовая резьба Повол­жья.

Искусство волжских резчиков издавна привлекало к себе вни­мание ученых, художников, этнографов. В Поволжье были собра­ны крупные коллекции домовой резьбы, хранящиеся сейчас в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Русский Север и земли Верхнего и Среднего Поволжья — это наиболее богатые лесом районы европейской части России. Из дерева стро­или жилище и все хозяйственные постройки вокруг дома, созда­вали скульптурные изображения богов, воздвигали храмы, соору­жали большие и малые суда, делали мебель, почти все орудия тру­да, мастерили посуду и детские игрушки.

Избы крестьян напоминали сказочные терема. Резь­бой обычно украшались конструктивно-архитектурные детали:

коньки, курицы, потолки, причелины, лобовые доски, полотен­ца, наличники.

Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX в. была узорная лобовая доска, ко­торая венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко расти­тельный узор шел непрерывной сплошной полосой. Обычно чет­ко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключенная в рельефную рамку. По сторонам от нее раз­мещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из ко­торого выходили гирлянды.

С большой пышностью украшали и окна домов. Резной декор наличника представлял собой растительный орнамент со слож­ной вязью: пальметками, сочными листьями и цветочными ро­зетками.

Мастер тонко чувствовал дерево и почти всегда «заставлял» его усиливать выразительность своих образов. Поэтому сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты. Одним из наиболее распространенных изображений волжской домовой резьбы является образ берегини. Название «берегиня» означало «оберегать» и связано было прежде всего с верой в добрую силу божества, которое оберегало людей от злых духов стихии.

Если в деревянной архитектуре Поволжья есть какая-то уют­ная камерность, то дома на Севере производят совершенно иное впечатление. Они поражают грандиозностью построек, строго­стью форм и сдержанностью декора. Резному декору в северных домах уделялось незначительное место. купить Здесь любили украшать крыльцо с массивным столбом, на котором держалась конструк­ция, напоминающая сказочный терем. Узкий кружевной узор украшал и причелины огромного фронтона. Венчал всю эту строй­ную, русскийе сувениры и подарки грандиозную северную постройку охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы или оленя. Они считались священными животными, до­брыми божествами.

В архитектуре домов первые орнаментальные мотивы, распо­ложенные в три пояса в виде волнистых линий, завитков, гори­зонтальных полос, связаны с представлением древнего человека об устройстве мира. Волнистые линии вверху символизируют воду («хляби небесные»), завитки в середине означали ход солнца по небу, горизонтальные линии, зубцы с точками между ними сим­волизировали землю. На воротах, вокруг окон, у застрехи поме­щали то или иное священное изображение, связанное со светом, теплом и плодородием.

Фасад избы чаще всего был украшен солнечными символами в самой верхней части и по контуру торца кровли. Щипец (фрон­

тон) кровли увенчивался массивным коньком, от которого вниз было опущено дощатое «полотенце» с изображением солнца. При- челины опускаются по кромке кровли, завершаются тоже знаком солнца. Солнце для земледельца — это свет, тепло, жизнь и обе­рег от темных сил. Это и богатый урожай, достаток, здоровье, счастье, благополучие. В народе говорили: «Не земля хлеб родит, а солнце». Небольшие кружки в волнах орнамента символизиру­ют дождевые капли, струи воды, плодородие. Дождевые потоки уподоблялись потокам молока Матери-Богини. Роса, падающая с неба в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом как всерождающая влага жизни.

Вырезанная дуга, дугообразные элементы в орнаменте симво­лизируют возрождение добрых сил, начало жизни. Радуга-дуга олицетворяла дружеское согласие — союз между небом и землей. Дуги в орнаменте означали, что человек призвал к себе в союз­ники добрые силы природы. Это тоже своеобразный оберег, от­гоняющий, отпугивающий зло.

У наших предков жизнь была связана с земледелием, землей, потому рядом с небесными знаками всегда изображается символ земли, поля. С древних времен этим символом является ромб, квадрат, поставленный на угол, иногда поделенный на четыре ча­сти или с точкой в середине. Ромб — это еще и символ земного плодородия. Тайны образной символики геометрического орна­мента помогают раскрыть смысловое начало в резной избе.

В крестьянском быту художественной резьбой украшались и хозяйственные принадлежности: прялка, валек, рубель, коромыс­ло, колыбель, ткацкий станок, телега, сани и дуги. В течение ве­ков у разных народов складывались свои формы прялок и прие­мы их украшения. Гребень и донца с резьбой бытовали в пределах Московской и Рязанской губерний, Нижегородской, Орловской, Тамбовской, Воронежской, павлопосадские платки купит Курской и других областей. Главным мотивом украшающих их узоров была крупная лепестковая ро­зетка с глубокими ладьевидными вырезами. Выполнялись моти­вы в основном контурной и трехгранно-выемчатой резьбой. Ру­бели и вальки, коромысла и колыбели также покрывались трех­гранно — выемчатой резьбой с солярными розетками.