2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

11-03-2013

Деревянная скульптура

11-03-2013

Деревянная скульптура

Первыми богородскими игрушками были деревянные скульптуры. Устойчивый спрос существовал на «грибников», «дровосеков» и «охотников», «плясунов» и «музыкантов». Как правило, их устанавливали на высокие пьедесталы и расписывали в яркие цвета. Дошли до нас работы игрушечников второй половины XIX в.: Ивана Рыжова по прозвищу Хромой, автора композиции «Лев со львёнком . скульптуры «Лошадь»; Дмитрия Ивановича Пучкова по прозвищу Маленький (около 1860—1927), создателя «Пляшущего крестьянина . «Крестьянина с бочонком», «Монаха», «Гармониста».

Степан Григорьевич Шурыгин (1830—1870?) первым в Богородском стал резать коньков. Вскоре это умение переняли у него другие мастера, причём у каждого получалась своя, не похожая на образец лошадка. Кто-то запрягал резных коней в соху и телегу, у кого-то конь тащил сани в одиночку, кому-то удавались тройки с пролётками, кареты со стёклами, русские сувениры интернет магазин кобыла с жеребёнком. Известная семья Пучковых мастерила «сколотых» и оклеенных бумагой коней на колёсах с льняными хвостами и гривами. Характерным для богородцев был и постоянно варьировавшийся образ «седочка», т. е. всадника. В течение XIX столетия резчики Богородского и Сергиева Посада поставляли на рынок «гусаров» и «барынь» — слегка шаржированные образы В подмосковном Музее игрушки хранятся скульптуры Никиты Алексеевича Зинина (1 856-1921) «Скрипач» (на фото) и «Дровосек», отличающиеся мягким спокойным контуром, лаконичностью и обобщённостью образов. Медведь - один из любимых образов богородских мастеров русской деревянной и глиняной скульптуры, од из племён, живших на территории России. О композициях: «Маша и медведь», «Как медведь д . Менялись времена, но мишка неизменно оставался. Когда человек начал осваивать космос, появилась обратную сторону Луны» (М. В. Барашков; 1 95Z -подвижной игрушки «Запуск спутника вокруг Луны внимательно следили за летящим по проволочной качали головами. В 1960-х гг. мишка пошёл на заве; 1963 г.), на стройку (Н. Н. Бадаев Медведь (М. Я. Дворников «Строители БАМа»). Щеголеватых военных и их разодетых спутниц, прозванных в народе «дураками». с шалями, зонтиками, корзинками и собачками. Сообразуясь с требованиями экономии материала, фигурки заключались в трёхгранник разрубленного на несколько час- В 1930-х гг. на промысле активно насаждалась советская тематика. «Чапаевские тачанки», «Выборы в Верховный Совет», «Дружба народов», «Челюскинцы», «Пограничники» и тому подобные сложные композиции оказались далеко не самыми значительными достижениями богородских мастеров. Вообще, в 1 930-1 950-х гг. уровень их продукции был невысок. Однако в работах В. Т. Полинова (1879-1940), И. А. Ерошкина (1873-1945), Ф. С. Балаева (1887— 1962), А. Я. Чушкина (1882-1933), Д. И. Пучкова (1859-1939) по-прежнему чувствовалась живая народная душа. «Казаки», «полководцы», «солдатики», «кучерки», «охотники», «няни» и «пряхи» прошли через всю, более чем 200-летнюю историю богородского искусства. Всегда были на промысле мастера-«птичники» и мастера. В 1880—1900-х гг. художник и будущий основатель Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам (1873—1931) и его коллеги старались поддержать народное искусство, русские сувениры интернет магазин начавшее было исчезать под натиском промышленного производства. Благодаря им увеличился ассортимент и повысилось качество богородских изделий. В 1913 г. в селе организовали Кустарную игрушечно-резную артель, а затем и Учебно-показательную мастерскую. Однако в вещах этого времени — больших, созданных в русле станковой скульптуры произведениях — не стало былой простоты и выразительности. В 1923 г. возникла Богородская игрушечно-резная трудовая артель, вскоре получившая название «Богородский резчик». В 1961 г. была создана Богородская фабрика художественной резьбы. Переход на промышленные рельсы сказался на промысле крайне негативно. Лишь у отдельных мастеров, таких, как М. И. Смирнов (1927—2006), Н. И. Максимов (1910—1986), В. С. Зинин (1911—1974) и Н. Е. Лёвин (1912—?), фольклорное начало брало верх над формально понятыми элементами традиции. Интересный процесс возвращения крашеной игрушки был начат в 1980-х гг. И. Р. Беркутовым (р. в 1951 г.), а затем продолжен С. Н. Уласевич (р. в 1958 г.) и её учениками из Богородской профтехшколы О. И. Михайловым (р. в 1965 г.), Т. В. Флёновой (р. в 1968 г.) и С. А. Пауто-вым (р. в 1965 г.), который сегодня возглавляет творческую группу ООО «Богородский резчик». Произведения этих мастеров хранятся в собрании Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия. Сегодня творческие кадры для промысла готовит Богородское художественное училище. Одна из самых значительных коллекций богородской пластики находится в Государственном Русском музее.