2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

03-02-2014

ЦВЕТНАЯ ПЕРЕВИТЬ

03-02-2014

Традиционная вышивка Калужской области отличалась необычайной яркостью и нарядностью. Излюбленным приёмом местных мастериц была так называемая цветная перевить - один из видов строчевой техники. Вышивальщицы проре­живали льняное полотно, выдёргивая по счёту нити основы и утка. Получившуюся сетку из мелких квадратов для проч­ности обвивали контрастной нитью, создавая цветной ажурный фон для будущего узора. 

Выдернутыми нитями «насти­лался» рисунок, частично заполнявший ажурную сетку. За благородное сочетание спокойного тёмно-красного фона с глухим светлым орнаментом, дополненным небольшими вкраплениями жёлтого, зелёного и синего цветов, ка­лужскую вышивку в народе назвали «красные вырезы».

Сквозной вышивкой декорировали концы простыней-подзоров, украшавших крестьянские горницы, а также риту­альные полотенца и рушники. Для свадебного обряда требовалось несколько десятков орнаментированных полотенец: самый красивый рушник жених затыкал за пояс, полотенцами покрывали спины лошадей свадебного возка, ими невес­та щедро одаривала будущую родню. Не обходился без «красных вырезов» и калужский женский костюм, состоявший из рубахи с вышивкой и тканой в крупную синюю клетку прямой юбки-понё­вы, поверх которой надевали длинный передник-«завеску». В его декоре гар­монично сочетались горизонтальные полосы плотного ткачества и насыщенные красным цветом ажурные вышивки, дополненные вставками из кумача.

Мотивы народных орнаментов с древности выполняли магическую роль оберегов. Это были зашифрованные пожелания достатка, добра и счастья. Вы­шивка различных регионов России включала архаичные образы великой бо­гини (женщины с поднятыми руками), всадников на конях, стоящих на задних лапах грозных барсов и единорогов. Цветущие деревья и кусты напоминал о         райских садах. Солнце символизировали кресты и фигурки птиц, возделан­ную землю изображали в форме ромба, а проросшие всходы будущего уро­жая - в виде крюков. Наряду с этими общераспространёнными композиция­ми в калужской вышивке часто встречаются стилизованные цветочные розетки называли их местные мастерицы. Повторяю фигурки ласково именовали куколками, вазон с цветами - банками, а птиц с характерными  хохолками и пышными хвостами — павами происхождения этих образов подтверждается и несколько наивной трактовкой калужских вышивок пленила известных ху­да «ниц и собирательниц русской старины Н. Я. Давыдову и М. Ф. Якунчикову, родственницу художника В. Д. имение которого располагалось неподалёку от влечённые идеей сохранения традиционных приёмов завивки, они ставили уникальную коллекцию местных об цветной перевити. По инициативе Н. Я. Давыдовой возникла артель мастериц надомниц, среди которых талантливая вышивальщица Маргарита Никола­евна Гумилевская (1895-1 985). Она выполнила заказы для знаменитого модельера Н. П. Ламановой, создавшей в сере­дине 1920-х гг. коллекцию одежды из грубых тканей вставками вышивок в народном стиле. Международной выставке в Париже в 1 925 г. модели Н. П. Ламановой имели оглушительный успех.

Тарусская артель работала исключительно «повторяя традиционные для Калужской  технике цветной перевити. Когда поставки за  начали сокращаться, коллектив приступил к созданию предметов утилитарного назначения для российского шерстью вставок для сумочек, детских льняных скатертей, декорированных разноцветными мерёжка небольшими ажурными композициями с изображением белочек и грибов; праздничных полотенец с гребенчатыми ромбами и надписями в духе нового времени: «Тот колхоз богат, в котором лад»,  получишь хлеба воз». С 1 928 по 1 972 г. артелью руководила М. Н. Гумилевская. Её творчество целый истории предприятия. Не отказываясь от местных приёмов сквозной вышивки и древних мотивов в орнаменте, экспериментируя со швами и материалами, художница создала новый стиль, сумела добиться монументальной строгости ярких и насыщенных композиций, чеканной чёткости узоров. В её лучших работах традиционные калужские петухи и павы предстоят диковинному цветущему древу. Даже соседствуя с непременными советскими атрибутом молотом и золотистыми колосьями,- восьмилепестковые «кудри» и гребенчатые ромбы благодаря умет  с   цветом смотрятся гармонично артель вышивальщиц в 1 961 г. была реорганизована вТарусскую фабрику художественной вышивки, а в 2002 г.