8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

05-01-2016

Богородская резная игрушка и скульптура

05-01-2016

богородская игрушка

Более 200 лет богородское известно как родина старейшего в россии народного промысла- резной деревянной игрушки и скульптуры. Первое письменное упоминание о селе относится к 1491 году, а вот когда и кем из местных мастеров была вырезана из липы первая игрушка, не знает никто.

Резьбой по дереву крестьяне занимались лишь с поздней осени до весны, когда свободны были от полевых сельскохозяйственных работ. Резали всей семьей, привлекая к делу даже детей 6-7 лет. Работали с раннего утра и до позднего вечера, иногда собираясь большим коллективом в одной избе вместе с соседями.

Культурные истоки Богородского промысла и традиция художественной обработки дерева связаны с Троице-Сергисвым монастырем - крупным центром художественных ремесел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный груд, живое коллективное творчество, преемственность техники и навыков художествен ной резьбы по дереву все это способствовало стабильному развитию народного производства игрушек влечение нескольких столетий. Близость села к православному центру, Троице-Сергиевому монастырю, и посаду, разросшемуся вокруг обители, обеспечивала хороший сбыт резного товара не только в лавках у монастырских стен, но также в Москве и других городах, на ярмарках.

Резьба деревянной игрушки и малой скульптуры приобрела в Богородском характер промысла к началу XIX века. Перво­начально местные крестьяне резали «бельё» для игрушки и скульптуры, которые далее шли под окраску в Сергиев Посад. Это были изделия двух видов - «серые» и «чистые». «Серые» - те, что отдавались дешевле, вроде «кузнецов», «солдатиков» или «барынь». «Чистыми» назывались тщательно отделанные готовые изделия, которые и продавались дороже. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам скупщиков. Мешок «дур», как называли резчики фигурки «барынь в шляпе», они отдавали перекупщикам за девяносто копеек. А это триста штук, и на их изготовление уходило три рабочих дня. Сотня «солдатиков» оценивалась в десять копеек, а «кузнецы» - от 1 рубля 15 копеек, «няньки с ребенком» шли по полторы копейки, кони без седока по три копейки, а с седоком - по четыре. Заработок мастера в ту пору составлял от тридцати до семидесяти пяти копеек в день, а у лучших резчиков в самое горячее время - до полутора рублей. Благодаря сотрудничеству богородских и сергиевских мастеров выработался устойчивый круг тем и сюжетов, единая система образов, так что к середине XIX века сформировался уже собственный богородский художественный почерк, отличающийся особой пластикой.

Классическая форма построения богородской фигурки - треугольник - обусловлена формой трехграниой чурки (одной части полена, расколотого вдоль). Материалом для резьбы служила мягкая липа, а также осина или ольха. Выбирали дерево с малым количеством сучков, рубили с корня зимой, когда древесина содержала меньше влаги. Ее сушили под навесом (от нескольких месяцев до двух-трех лет). Иногда запаривали в печи, тогда дерево, очищенное от коры, приобретало ровный золотистый цвет и при работе не растрескивалось. Инструменты мастера - богородский нож, набор полукруглых стамесок и, конечно, топор, которым он начинает работу: делает ее «зарубку», создавая форму фигурки, постепенно уточняя стамесками и ножом детали. Моделирование и отделка формы - заключительный этап. Движения резчика должны были быть уверенными, ловкими, отработанными, что называется с маху, сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо подготовленных эскизов. К предварительному" рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию. Игрушку оставляли «в белье», то есть неокрашенной. При всей внешней простоте, пеброскости силуэт фигурки получался выразительным, образ был узнаваем. Игрушка и скульптура имели ясную пластическую форму, отличались характерностью, резчики не чурались юмора в передаче образов. Поверхность готовой скульптуры мастера орнаментировали резцом, передавая таким образом шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы, при этом стремясь к простоте и обобщённости форм.

Со второй половины XIX века в Богородском начали делать разнообразные игрушки с узорной резьбой (зверей, петушков, курочек), а в богородской скульптуре расширяется круг тем, связанных с народной жизнью. Впервые появляются многофигурные скульптурные группы - «Крестьянское хозяйство», «Гулянье», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки. Их многофигурные композиции обычно решаются фронтально, а пространство ограничивается подставкой, на которой развертывается действие. Для «оживления» сценки резчики вводили условно решенные деревья с колеблющимися листочками, укрепленными на тонких проволочных пружинках. 

Эта традиция проявляется в основных приёмах обработки материала, устоявшемся круге образов, отражающем представление мастеров о пре­красном и об окружающем мире. Традиция формировалась и сохранялась веками усилиями многих безымянных мастеров-игршечников. Навыки и секреты художественного ремесла передавались из поколения в поколение. Богородское ис­кусство резьбы по дереву - яркий пример проявления на­родной фантазии и способности отразить в художествен­ной форме окружающий мир, что, несомненно, роднит этот промысел с другими видами народного творчества, в том числе сказкой, песней, пословицами.

Изделия богородских мастеров интересны не только резьбой, по оригинальной конструкцией, которая придает им занимательность. Разные части фигурки могут быть соединены планочками или приходят в движение при помощи кнопки, сжимающей скрытую пружину, либо с помощью шарика-баланса. Иногда деревянные и грушки «оживают» с помощью нехитрых пружинок, скрепляющих детали. И если самыми ранними образцами богородской игрушки из всех сохранившихся считаются работы неизвестных мастеров первой половины XIX века - фигурки льва и собачки со щенком, пластическое решение которых близко к известному произведению «Седочок на коне», русские сувениры то со временем символом промысла становится игрушка, изображающая ударяющих поочередно по наковальне мужика и медведя. 50-70-е годы XIX века, по мнению специалистов, - период расцвета богородского резного кустарного промысла, который, возникнув в крестьянской среде, развивался под воздействием городского ремесленного произ­водства, испытывая влияние и фарфоровой пластики, и книжной иллюстрации, лубка, литографии и произведений профессиональных художн и ков-живописцев. Богородские мастера всегда чутко реагировали на злобу дня, откликались на важные события современпости. Так, военные победы русской армии в XIX столетии послужили для них новой темой, и появились фигурки военных в мундирах той поры, изображения всадников, цельте наборы солдатиков, а также жанровые композиции, посвященные эпизодам русско-турецкой  кампании.

Важный этап в истории богородского промысла на рубеже Х1Х-ХХ веков связан с именем выдающегося искусствоведа, музейного деятеля и худож­ника Н.Д. Бартрама (1873-1931 гг.) - «короля игрушек», с 1904 года работавшего в Московском губернском земстве. Земство проводит ряд мероприятий в области традиционного производства, в том числе и игрушечного, которые позволили разнообразить ассортимент, улучшить качество изделий, наладить их сбыт. В работе с народными мастерам и земские деятели активно поощряют использование сюжетов литографий и старинных гравюр при разработке многофигурных скульптурных композиций на исторические, фольклорные, сказочные, бытовые темы. Популярный лубок, например, послужил источником для богородского мастера, создававшего игрушки на военную тематику - солдатиков и всадников на разводах.

В 1913 году девятнадцать резчиков организовали Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородское. Одним из ее создателей был мастер

А.Я. Чушкин. Известно, что он был командирован в Зимний дворец для нахождения при сборной деревянной игрушке, которую в качестве по дарка от земства поднесли цесаревичу. Затем в течение года мастер с односельчанами работал в Царском Селе. Император иногда заходил к ним в мастерскую, а десятилетний Алексей в то время увлечен был богородскими игрушками. В том же 1913, году в Богородском была организована учебно-показательная мастерская под руководством художника К.Э. Линдблата (1877-1937 гг.) с инструкторским классом для подготовки кадров по резному делу, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, ставшая в 1922 году профтехшколой (позже Богородским художественно-промышленным училищем).

В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою рабо­ту мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. Происходит ак1ИВНоо развитиеигрушечной пластики, идут поиски новых форм и художественных решений, осваиваются новые темы. В 30 е годы прошлого века появляются игрушка и скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной сюжетов, среди которых были события Гражданской войны и колхозный быт. Создаются также произведения по мотивам сказок А.С. Пушкина и басен П.Д. Крылова. Кажущаяся условность богородской резьбы позволяет яркими, запоминающимися образами передать язык сказки, аллегорию. Ведущие масгера промысла в ге годы - это В.С.. Зинин, В.Т. Полинов, В.Я. Грош кин, И.В. Стулов, А.И. Пронин,

Ф.Д. Ерошкин. В летопись Богородского вписаны целые династии славных маетеров резчиков - Бобловкиных, Барашковых, Барден ковых, Гришкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишки пых. В 1960 году была ликвидирована традиционная артельная органи­зация промыслов, и артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы. Ассортимент изделий предприятия был раз нообразным и включал как традиционную игрутику, так и скульптуру. Авторами были такие известные в своем деле мастера, как М.И. Смирнов, В.С Шишкин, М.В. Барашков, Н.М. Шипеев, М П. Орлов, Н.М. Максимов, Д.С. Горшков.

Стоит сказать и о возвращении в жизнь крашеной игрушки как части богородского промысла. Этот процесс был начат в 80-е годы прошлого пека И.Р. Беркутовым, а затем продолжен С.Н. Улассвич и ее учениками из Богородской профтехшколы О.И. Михайловым, Т.Ф. Флёновой и С.А. Паутовым. Произведения этих мастеров хранятся в собрании Сергиево Посадского историко-художественного музея-заповедника и Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия.

Богородская фабрика художественной резьбы стала ЗАО «Бо­городский резчик», которое в 2002 году было иреобразова но в два тесно сотрудничающих между собой предприятия - «Богородский резчик» и ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». На промысле развивалось изготовление резной белой игрушки, скульптуры, токарной расписной игрушки с движением в технике, основанной на старинных принципах сборки и росписи, игрушки из толстой щепы и крашеной игрушки, в том числе матрешки. В эти годы здесь работали такие талантливые художники, как С.А. Паутов, М.Я. Дворников, И.М. Польский, М.М. Ахмадзи- аев, О.В. Глушенков, В.Я. Городов, Д.В. Муравьев, Т.Н. Митрофанова. Масгера сотрудничают с Троице-Сергиевой лаврой,  возрождая иконостасную резьбу. На старые традиции опираются в своем творчестве, переосмысливая их, современные резчики А.Н. Варганов, О.И. Михайлов, М.Я. Дворников,С.А. Паутов, И.М. Польский, Т. Фленова. Они участники многочисленных конкурсов, крупных отечественных и международных выставок.

и пон я тным всем от мала до велика. Улыбку у детей и взрослых вызыва ют игрушки, в которых при помощи кнопки, сжимающей скрытую пружину («Лихач», «Дровокол», «Затейница», «Хозяюшка»), подвижной планки («Кузнецы», «Пильщики») или баланса, подвешенного под подставкой и соединенного нитками с подвижной деталью («Коклюшки», «Мама», «Шахмат исты», «С добрым утром»), приводится в движение лапа медведя или забавно поворачивается вся фигурка. Идет время, а «косолапый» неизменно остается главным героем народного промысла. Сегодняшние богородские медвежата играют в футбол, катаются на велосипеде и даже играют на компьютере. Мастера возродили забытые каталки, качалки, а специалисты разра ботали наборы деревянных игрушек для самостоятель­ной сборки, для развития моторики.

Нынешние мастера ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» продолжаю! следовать в своем творчестве традициям богородского промысла. Стилистические особенности резьбы, способы движения фигурок продолжают сохраняться в работах современных резчиков. Простыми средства ми им удается достичь высокой степени художественного обобщения. Искусство Богородской резьбы остается органически близким

Недавно фабрика начала выпускат ь новый вид игрушки с традиционным движением «баланс» (позже эта игрушка получила название «токарная»). В основе новых изделий - игрушка «Куры клюющие», которая ранее выполнялась полностью вручную, а впоследствии процесс автоматизировали, и полу фабрикат делался токарем. Ручной оставалась сборка и роспись, которая со временем становилась все более насыщенной, яркой и разнообразной. Современные игрушки выполняются из полуфабриката цилиндрической формы, который готовится на токарных станках. Традиционным остается сюжет с участием «мужика и медведя» («Ход конем», «Посади дерево», «(Вырой колодец», «Мы играем и поем»). Герои гнут дуги, играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют. Раскрашивают деревянные фигурки так: хохлома частично вводится цвет при помощи гуаши, далее она покрывается масляным лаком в три слоя. В настоящее время на фабрике выпускается также несколько видов деревянной скульптуры (изделие копируется по утвержденному образцу). В отделке применяют тонирование, что придает скульптуре выразительность, усиливая игру света и тени, а также защи­щает дерево от неблагоприятных внешних воздействий. При «Богородской фабрике художественной резьбы по дереву» открыт музей. Здесь хранятся образны деревянной игрушки и проводятся мастер классы.

В 2010 году фабрика стала инициатором проведения Праздника мастеров, и теперь на фестиваль в Богородское ежегодно съезжаются представит ел и всех ведущих промыслов России. И это очень ценно, поскольку именно благодаря народным промыслам, уходящим корнями в глубь веков, мы и ощущаем непосредственную связь между прошлым, настоящим и будушим.