2-е минуты от метро Пушкинская Ждем
8(925) 506 97 74
Пн - вс. с 09:30 до 20:00
Москва, метро Пушкинская. Магазин Русских сувениров "Наши Подарки", Малый Палашевский переулок, дом 6. nashipodarkiinfo@gmail.com

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

Статьи

Лоскутная техника

В России традиции лоскутного шитья получили развитие в XIX в., когда ситцевые ткани стали предметом повседневного оби­хода в крестьянских и мещанских домах. Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосред­ственность, присущие традиционным многовековым произведе­ниям национального искусства.

Идея подбора различных кусочков ткани берет начало от тра­диционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к по­явлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедших до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мо­заикой».

Кировское кружево

Характер кружев имеет два противоположных направления. С одной стороны, заметно стремление натуралистично передать в кружеве цветные мотивы. С другой — встречаются узоры, со­стоящие из свободно расположенных абстрактных элементов.

Кружево в Кирове очень тонкое и нежное, со сложно и изящ­но проработанными деталями, поэтому ассортимент его состоит обычно из небольших штучных изделий.

Кировское кружево

О времени возникновения кружевоплетения в бывшей Вятской губернии точных сведений нет. Существует предположение, что плетение кружев в слободе Кукарке насаждалось иностранцами при Петре I. Вятские кружевницы применяли вологодскую сцепную тех­нику плетения. В 1893 г. в Кукарке открылась школа, где учениц обучали приемам кружевоплетения, а также рисованию и компо­зиции. Кружевницы умело использовали опыт мастериц из дру­гих губерний России. А впоследствии школа выработала свой стиль кружевоплетения, сочетавший новые элементы наряду с уже известными.

Михайловское кружево

В Рязанской губернии XIX в. плели многопарное мерное кру­жево с цветной сканью или обводкой, применяя для этого крас­ную или синюю толстую не крученую нить. Особенно этим сла­вились кружевницы Скопинского и Михайловского уездов.

Разнообразными по рисунку и цвету были скопинские коклю­шечные кружева, которые можно разделить на два вида: крестьян­ское и выплетаемое в школах, организованных попечительницей Е. Н. Половцевой. Крестьянки в селах и деревнях применяли раз­ные приемы плетения нитей на коклюшках для получения мерно­го кружева: численное, сколочное парное и сколочное сцепное

28-03-2013
Елецкое кружево
28-03-2013

Елецкое кружево

Другой кружевной промысел был в городе Елец Орловской гу­бернии. Период расцвета елецкого кружева приходится на 2-ю по­ловину XIX в.

Узор его преимущественно растительно-орнаментальный. Кру­жево отличается обилием разнообразных решеток, входящих в со­став узора. Они были всегда тонкими, легкими и прозрачными.

Большое значение в елецком кружеве имели рельефные «на- сновки» овальной и квадратной формы, которые собирались в звезды, елочки, трилистники и другие рельефные мотивы и вно­сили дополнительную светотеневую игру. У елецких кружевниц композиция строилась на строгой симметрии, где небольшие мо­тивы орнамента вписывались в большую форму ромба или подчи­нялись движению ломаной линии на фоне узорной тюлевой.

Вологодский кружевной район является исторически сложив­шимся очагом народного творчества, где многие тысячи безвест­ных кружевниц своими руками создавали самобытные, прекрас­ные произведения народного искусства, отмеченные высоким мастерством.

О кружевных мастерских вологодских помещиков можно су­дить по сообщениям исследователя С. А. Давыдовой. В начале XVIII    столетия вологодской помещицей Засецкой по примеру дру­гих помещиков была организована «фабрика» кружев, где плете­нием занимались крепостные девушки. К 1883 г. кружевным про­изводством было охвачено несколько районов Вологды. Круже- воплетением занимались не только крестьянки, но и женщины юродского сословия, для которых плетение кружев было един­ственным источником доходов.

Ракульская роспись

В деревне Ульяновская, где в Северную Двину впадает речка Ракулка, появился удивительный вид росписи, которую назвали именем реки — ракульская. В характере орнамента ракульской росписи, особенно ранних произведений, датируемых серединой XIX в., имеются черты, которые позволяют говорить об их близости к миниатюрам поморских рукописей. Орнамент ракульской росписи очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Колорит ракульской росписи строг и спокоен, в его сдержанной гамме — цветовая гармония. Здесь главную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричневокрасный являются сопутствующими, акценты намечаются синей краской.

Мезенская роспись

Первые письменные упоминания о селе Палощелье Мезенского района Архангельской области как о центре росписи относятся к 1904 г. Среди множества разнообразных предметов — лукошек, коробочек, прялок — есть предметы более ранние, поэтому возникновение промысла принято относить к середине XIX в. Мезенская роспись носила также бытовую направленность и применялась на прялках, коробах, туесах, орудиях труда, в украшении избы. Наиболее разнообразны по своему орнаментальному строю прялки.

Нижнетоемская роспись

 

В 20 км выше села Пучуги, по течению реки Северной Двины, в устье Нижней Тоймы, находится центр художественной росписи, которую называют тоемской. Украшением прялок занималась семья бывших иконописцев Третьяковых — Василий Иванович, его жена Пелагея Михайловна и брат Андрей Иванович. Росписи прялок Третьяковых из собрания Загорского музея указывает, что тоемская роспись близка к борецкой и пучужской.

Народная деревянная игрушка

 

В начале XX в. замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деныпин, Г. Оршанский открыли игрушку как самобытную область рус­ского народного искусства. В то же время были собраны первые коллекции народной игрушки, о ней написаны первые книги, ставшие сегодня библиографической редкостью, игрушка полу­чила право называться произведением искусства.